2009-05-14 11:12:54
Исследование «Мониторинг предпочтений потребителей в странах центральной и восточной Европы 2009», которое базируется на репрезентативном международном опросе потребителей, проведенном компаниями INCOMA Research и GfK, свидетельствует о том, что концентрация рынков в регионе Восточной Европы продолжается.
Это ежегодное исследование привычек и предпочтений потребителей было проведено в 12 странах ЦВЕ - Болгарии, Боснии и Герцеговине, Польше, России (только в Москве и Санкт-Петербурге), Румынии, Сербии, Словакии, Словении, Венгрии, Украине, Хорватии и Чехии.
Рынок розничной торговли является наиболее концентрированным в Словении, где 99% потребителей своим основным местом покупки продуктов питания и ежедневных непродовольственных товаров считают одну из десяти крупнейших сетей розничной торговли. В Венгрии и Словакии доля десяти крупнейших сетей розничной торговли также является очень высокой (88% в каждой стране). Наименее концентрированными являются рынки Украины (50%) и Болгарии (43%): они еще не достигли зрелости, хотя и наблюдаются заметные изменения в насыщенности рынков этих стран.
В Хорватии, Польше и Сербии рынок характеризуется доминированием одной сети розничной торговли (Konzum в Хорватии, Biedronka в Польше, Maxi в Сербии). Остальные страны, как правило, имеет более сбалансированную структуру розничной торговли. Некоторые из крупнейших международных сетей розничной торговли хорошо представлены в ряде стран, вошедших в иследование: Metro/Makro в 10 странах, Billa и Spar/Interspar в 7 странах, Kaufland и Lidl в 6 странах, Auchan и CBA в 5 странах.
Выбор основного места покупки пищевых продуктов определяется в первую очередь имеющимся предложением форматов розничной торговли. Гипермаркет является одним из самых популярных форматов розничной торговли в Румынии, Чехии, а также в крупнейших российских городах (Москве и Санкт-Петербурге). Супермаркеты наиболее популярны в Украине, Хорватии и Словении. Небольшие магазины самообслуживания ( «магазины у дома») занимают прочные позиции в Словакии, Сербии и Венгрии. Сети дискаунтеров достигли очень высокого показателя потребительских предпочтений в Польше, России, Чехии и Венгрии. Небольшие магазины (с торговлей через прилавок) продолжают доминировать в розничной торговле Болгарии, хотя уже уступают супермаркетам.
Что касается критериев выбора основного места для совершения покупок, то почти во всех странах ключевыми факторами являются близость расположения к дому или к месту работы, уровень цен и ассортимент товаров. Хотя и здесь наблюдаются некоторые специфические различия между странами. Уровню цен особенно большое внимания уделяют в Боснии и Герцеговине, Польше, Румынии и Сербии. Хорваты в первую очередь обращают внимание на имеющийся ассортимент товаров, тогда как для потребителей в Словении и Украине близость расположения и уровень цен имеют практически одинаковое значение.
Фактор использования автомобиля во время приобретения товаров приобретает все большее значение в странах ЦВЕ. Так в Словении доля домохозяйств, регулярно пользующихся автомобилем во время приобретения продуктов питания, достигает отметки 80%, в Хорватии - 68%, Боснии и Герцеговине - 64%. В Украине зафиксирован самый низкий показатель: лишь 19% украинских домохозяйств регулярно используют автомобиль для совершения покупок.
График 1: Доля 10 крупнейших розничных сетей, % респондентов
График 2: Основное место покупки продовольственных товаров, % респондентов
График 3: Использование автомобилей при осуществлении покупок домохозяйствами, % респондентов
GfK Ukraіne — украинская исследовательская компания, осуществляющая полный перечень услуг по опросам и исследованиям рынков в Украине, Молдове и Беларуси. Gfk Ukraіne входит в международную исследовательскую сеть Gfk Group – четвертой по размеру исследовательской группы в мире. Gfk Group объединяет больше 115 компаний в 90 странах мира. http://www.retailstudio.org/
|