2009-06-02 13:58:16
В минувшую среду начальник Земельного управления Днепропетровского городского совета Сергей Шеламанов отвечал на вопросы собственников и пользователей земельных участков в режиме «горячей линии». Основная часть вопросов касалась порядка оформления прав собственности на земельные участки в связи с нововведениями в законодательстве, проблем бюрократизма при выдаче госактов, нюансов подготовки пакета «земельных» документов.
Согласно законодательству подготовка пакета документов на оформление земельного участка в собственность занимает 650 дней. «Это нормативный срок, — подчеркнул Сергей Шеламанов, — и существенно сократить его не представляется возможным, хотя некоторые процедурные моменты можно ускорить». Не стоит объяснять, что процесс этот хлопотный, утомительный, затратный и рискующий затянуться на долгие годы. Зачастую именно из-за этих причин многие граждане так и не доходят до «финиша».
Как сообщил Сергей Шеламанов, всего с начала 2009 года в городе было оформлено под частное жилищное строительство около 200 участков. А ежегодно в земельное управление поступает более 20 тысяч заявок, связанных с оформлением прав собственности на землю. Сегодняшняя ситуация такова, что в городе свободных от застройки участков становится все меньше и меньше. По информации Сергея Шаламанова, больше всего участков, пригодных для индивидуального жилищного строительства, находится в Амур-Нижнеднепровском районе.
В настоящее время ситуация с оформлением участков осложняется бесконечными изменениями в земельном законодательстве. Достаточно сказать, что с начала 2007 года в Земельный кодекс 7 раз вносились изменения. Новые же законы, регулирующие отношения в земельной сфере, грешат непрописанностью и отсутствием четких механизмов исполнения. Именно по причине неурегулированности правовых актов в городе уже полтора года не проводятся земельные аукционы. А из-за отсутствия новой формы гос-актов на землю, утвержденной постановлением Кабмина от 5 декабря 2008 года, многие нотариусы не берут на себя ответственность работать с госактами старого образца.
Но, похоже, процедура приобретения прав на землю станет проще и дешевле. В начале мая нынешнего года вступил в силу Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно документов, удостоверяющих право на земельный участок, а также порядка раздела и объединения земельных участков», который позволяет в течение месяца зарегистрировать право на приобретенную землю по упрощенной схеме. Правда, из-за отсутствия необходимых подзаконных актов новая система еще полностью не заработала.
Как оформить право собственности на землю по новым правилам
Согласно новым правилам, если вы приобретаете земельный участок частной собственности, без изменения границ и целевого назначения, то необходимость получения нового госакта на право собственности на этот участок отпадает. Теперь право собственности на землю удостоверяется непосредственно либо договором купли-продажи, либо свидетельством о праве на наследство. К этим документам будет прилагаться госакт предыдущего собственника с отметкой нотариуса и регистрирующего органа о переходе права собственности на земельный участок.
По словам Сергея Шеламанова, 15 мая вступило в силу постановление Кабмина, которым определен Порядок осуществления отметки о переходе права собственности на земельный участок. Согласно Порядку, такая отметка ставится на странице госакта (в верхнем левом углу), где находится план границ земельного участка. При этом Закон отводит регистратору 14 дней на проставление отметки на государственном акте. Если эти сроки будут нарушены, новый владелец земельного участка может обращаться с жалобой в суд или в Кабинет министров.
Таким образом, госакт становится как бы приложением при заключении очередной сделки купли-продажи земельного участка, и его не нужно переоформлять каждый раз. «Если раньше новый собственник после заключения у нотариуса сделки купли-продажи земли отправлялся с этим договором в землеустроительную организацию и заново за определенную плату оформлял все документы, чтобы получить новый госакт, то теперь это делать не нужно, — прокомментировал Сергей Шеламанов. — Вам осталось только подойти в Центр земельного кадастра и зарегистрировать отмеченный нотариусом госакт».
По мнению Сергея Шеламанова, такие изменения значительно упрощают жизнь покупателей. Ведь раньше процедура получения госакта растягивалась на годы, а стоимость оформления документа составляла примерно 2 тыс. гривен. Теперь покупателю придется заплатить только за регистрацию госакта, что обойдется не дороже 60 грн.
Еще один положительный момент нововведения — удар по коррупции при оформлении прав собственности на земельный участок. До недавних пор в городе работало множество фирм, предлагающих услуги по изготовлению госактов на землю в короткие сроки. Теперь услуги таких посредников станут невостребованными.
Текст: Валентина ПОПОВА
|