Аналитика и исследования коммерческой и жилой недвижимости Украины


Главная О компании Услуги компании Наши клиенты Реклама Контакты






Местные ретейлеры оказались сильнее

2009-06-24 09:28:56 Местные ретейлеры оказались сильнее Инвесторы нацелились на перспективный сегмент рынка — на долю местных сетей сегодня приходится от 20 до 50% продуктовой розницы в регионах. Смену владельцев ряда региональных сетей («Интермаркет», «Оливье»), произошедшую за последние недели, вряд ли можно расценивать исключительно как сигнал о неблагополучии «провинциальных» ретейлеров. Несмотря на традиционные кризисные проблемы, большинство региональных сетей сейчас в сравнительно более выигрышном положении, чем многие национальные операторы.

Эксперты называют региональными сетями компании, магазины которых работают в двух–пяти областях, а локальными — те, у которых торговые точки сосредоточены в пределах одного города или одной области. По словам директора Студии исследования розницы RetailStudio Михаила Грищенко, у этих сетей есть несколько отличительных особенностей. Во-первых, многие из них развивались без привлечения долгосрочных заемных средств. Во-вторых, часть региональных сетей выросла из импортеров или дистрибьюторских компаний. В-третьих, они лучше знают свой рынок и поведение локальных потребителей. Генеральный директор консалтинговой компании GT Partners Ukraine Игорь Гугля добавляет, что важной особенностью регионального ретейла является высокая лояльность со стороны местного населения, что позволяет этим сетям занимать довольно прочные позиции во многих больших городах. К примеру, доля сети «Таврия-В» в Одессе составляет порядка 45% рынка цивилизованного ретейла, «Копійка» — 6%, «Виртус» — 5%. В Донецке — «Обжора» и «Бум» занимают 8 и 4,6% соответственно. В Харькове местные сети представлены в основном в крупных форматах — «Таргет» (14,5%), «Класс» (11,5%), «Рост» (8,2%), «Дигма» (5%). В Днепропетровске — «Большая ложка» (9%), «ПиК» (6,7%) (все данные — GT Partners Ukraine). Общее количество региональных сетей в Украине — около 55, национальных операторов втрое меньше.

Несмотря на относительно малую географию покрытия, локальные сети есть практически в каждом регионе, включая те территории, до которых национальные сети еще не добрались. К тому же, по словам руководителя направления логистического консалтинга группы компаний Advanter Group Антона Белецкого, региональные сети в большинстве своем достаточно разношерстны в отношении форматов — в рамках одной сети могут быть и киоски, и классические гастрономы, и супермаркеты. Но  в основном они тяготеют к малым торговым площадям (средняя площадь одного объекта — 70–150 кв. м).

Заместитель генерального директора по развитию «Пакко-Холдинг» Олег Крыжанивский говорит, что для небольших сетей характерно тщательное отслеживание ассортиментной политики, поскольку их интересует в первую очередь не ширина ассортиментной линейки, а концентрация на ходовой продукции, способной генерировать стабильную прибыль. В локальных сетях доля местных товаров, по данным Advanter Group, составляет порядка 40–70%, что позволяет им качественно отстраиваться на уровне ассортимента от крупных всеукраинских игроков и выдерживать ценовую борьбу в разных товарных группах.

M&A локального масштаба

В настоящее время открытие новых торговых точек региональных и локальных сетей практически заморожено. Но большинство региональных сетей на текущий момент находятся в сравнительно более выигрышном положении, чем многие национальные операторы. Региональные и локальные сети сегодня самые активные участники рынка слияний и поглощений. За последние полгода никому из национальных игроков не удалось найти инвестора, а ряд региональных сетей сменили владельцев.

В частности, от своих торговых активов практически полностью решило избавиться львовское ООО «Торговая компания «Интермаркет», принадлежавшая львовскому бизнесмену Роману Шлапаку. Еще накануне 2009 года польскому инвестиционному фонду Abris Capital Partners была продана входящая в нее сеть «Барвинок». А совсем недавно Антимонопольный комитет Украины удовлетворил ходатайство ЗАО «Евротэк» (управляет сетью «Фреш») о покупке более 50%-ной доли в уставном капитале ООО «Торговая компания «Интермаркет» (сеть супермаркетов «Арсен» и «Интермаркет Cash & Carry»). Этой весной «Евротэк» стал владельцем еще одной региональной сети — черниговской компании «Союз» (эконом-магазины «Квартал» и супермаркеты «Союз»), принадлежавшей Станиславу Друцкому. Кстати, обе сделки сопровождались скандалами поставщиков с новыми собственниками сетей.

Продолжила региональную экспансию и компания «Украинский ритейл» (Донецк), входящая в группу СКМ Рината Ахметова (розничная сеть «магазинов у дома» «Брусниця»). Появились в областях и новые игроки. Так, в Харькове на месте сети магазинов у дома «МД Ритейл» открылась новая сеть дискаунтеров «Добрый купец». Переформатированием магазинов и их развитием занимается харьковский предприниматель Олег Колмыков, который приобрел сеть «МД Ритейл» у группы компаний Midland. В Западной Украине произошло объединение сетей «Концерна Хлибпром» («Хлібна Хата» и «Еколан») и «Концерна Галнафтогаз» (сеть магазинов при автозаправочном комплексе (АЗК «ОККО») в новую сеть под общим брендом Tobi.

Главный козырь для поставщика

Пока национальные сети, сделав ставку на крупные объемы, выбивают выгодные условия у поставщиков, региональные операторы завоевывают расположение производителей и дистрибьюторов своей мобильностью и оперативностью. Кстати, именно наличие высокого кредита доверия дало возможность региональным операторам в разгар кризиса избежать существенного опустошения магазинных полок. «С регионалами легче — все друг друга знают, поэтому вопросы об изменении ассортимента, условий оплаты, отсрочке платежа могут решаться даже в телефонном режиме», — объясняет глава Ассоциации производителей и поставщиков Владимир Яворский. Из-за финансовых сложностей и неприемлемости условий национальных сетей относительно отсрочек платежей сегодня некоторые производители и поставщики кровно заинтересованы в переориентации на работу с региональными сетевыми операторами. При этом Михаил Грищенко не исключает, что для повышения эффективности региональные сети в ближайшем будущем будут объединяться в закупочные союзы. Такая кооперация позволит местным операторам, не теряя независимости, воспользоваться основным преимуществом крупной сети при взаимодействии с поставщиками — большими размерами скидок и бонусов.


 Светлана Попеhttp://www.retailstudio.org/

Поиск

Подписка

Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья
Готовые исследования, обзоры
Новости, статьи и аналитика
RSS-лента (новости, статьи и аналитика)
RSS-лента (Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья)
RSS-лента (Готовые исследования, обзоры)