2009-07-01 11:32:26
Финансовый кризис, который значительно усложнил жизнь отечественным розничным сетям, открыл двери для прихода в Украину глобальных ритейлеров. Согласно рейтингу исследовательской компании A.T.Kearney, Украина в 2009 году сохранила позиции в Топ-30 стран, перспективных для развития ритейла, не улучшив, но и не ухудшив свои результаты. Однако эксперты убеждены, что условия для развития мировых ритейлеров в Украине стали привлекательнее.
Лидеры мирового рейтинга
Вследствие падения товарооборотов на устоявшихся рынках, мировая экспансия в качестве стратегии роста приобретает все большее весомое значение для международных ритейлеров. По данным A.T.Kearney, цены на недвижимость во многих развивающихся странах сильно упали, и поглощение локальных ритейлеров вновь стало очень привлекательным. В частности, привлекательными стали сделки по слиянию и поглощению в Восточной Европе.
Индия (в прошлом году заняла 2-е место) возглавляет рейтинг в четвертый раз на протяжении пяти лет, являясь в текущем году самой привлекательной страной для инвестиций мирового ритейла. За ней следуют Россия, Китай, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия. Вьетнам, Чили, Бразилия, Словения и Малайзия занимают соответственно 6-10 .
Азия и ОАЭ
Азиатские страны располагают лучшими условиями для быстрого роста после экономического кризиса, утверждает Мирко Варшун, партнер A.T. Kearney, отвечающий за торговый сектор Центральной и средней Европы. Основаниями для этого являются: продолжительный спрос на внутреннем рынке, постепенный рост ВВП, а также многомиллиардные государственные резервы, которые дают место для маневров правительствам и госбанкам, отмечает эксперт.
«Рынки в Азии вновь постепенно отстраивают свои экономические системы и фокусируются на потреблении на внутреннем рынке. Эта тенденция будет способствовать продолжительному росту в секторе розничной торговли», - уверен М.Варшун.
Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) совершили самый большой скачок в рейтинге 2009 года. Так, они поднялись с 20-го места на 4-е, в частности, из-за того, что «привязанная» к добыче нефти экономика показала себя гораздо более стойкой, по сравнению с экономиками других стран.
Россия и Восточная Европа
Несмотря на то, что в 2009 году наблюдалось падение роста ВВП, Россия все еще имеет огромный потенциал для ритейла и занимает 2-ю строку рейтинга A.T.Kearney. В следующие 5 лет в стране прогнозируется 15-процентное увеличение объема товарооборота розничной торговли, при возрождении товарооборота в продуктовой и не продуктовой рознице уже в 2010 году.
«Локальный, фрагментированный рынок розничной торговли в России (при том, что 5 ведущих торговых компаний получают почти 7% товарооборота), а также упавшая стоимость ритейлеров дают быстрорастущим торговым компаниям привлекательные шансы для роста, в том числе путем осуществления сделок по слиянию и поглощению», - говорит М.Варшун.
Эксперт убежден, что даже если страны Восточной Европы сильно пострадают от мировой рецессии, они останутся по-прежнему очень привлекательными для мирового ритейла.
Наряду с Россией, еще четыре восточноевропейские страны входят в Топ-20: Словения, Литва, Латвия и Украина. В прошлогоднем рейтинге были представлены только три восточноевропейские государства - Россия, Украина и Болгария. Вследствие своей рыночной привлекательности и ограниченных рисков, Словения и Литва смогли улучшить свое положение на 14 позиций, а Латвия - на 8 позиций. Хорватия смогла занять 24 место в рейтинге 30 самых привлекательных для роста рынков.
|