Аналитика и исследования коммерческой и жилой недвижимости Украины


Главная О компании Услуги компании Наши клиенты Реклама Контакты






Бето-версия

2009-07-16 18:31:46
Бето-версияЕсли падение спроса сохранится, украинский рынок товарного бетона может повторить показатели пятилетней давности




    РЫНОК В ЦИФРАХ





Товар, реализуемый на рынке: товарный бетон и бетонные растворы.

Объем продаж: в 2007 г. — 22,3 млн т (9,5-10,4 млн куб.м) на 4,2-4,7 млрд грн.;
в 2008 г. — 22,8 млн т (9,7-10,7 млн куб.м) на 5,8-6,4 млрд грн.

Количество производителей:
в 2008 г. — 765; в 2007 г. — 728.

Структура продаж товарного бетона и бетонных растворов в 2008 г.: 100% — отечественная продукция.

    Производители товарного бетона и бетонных растворов с ностальгией вспоминают 2008 г. По данным Госкомстата, в прошлом году, по сравнению с 2007 г., объемы производства и продаж товарного бетона и бетонных растворов увеличились на 2,4%, а доходы фигурантов рынка — минимум на 20%. Судите сами: если в 2007 г. 1 куб.м товарного бетона стоил в среднем около 450 грн., то в 2008 г. — примерно 600 грн.; в первой половине прошлого года было произведено и продано бетона в среднем на 20% больше, чем год назад, а в некоторых областях Украины прирост составил более 100%.
    Сейчас ситуация для “бетонщиков” складывается печальная. Рынок строительства как основной потребитель продукции переживает не лучшие времена, что приводит к снижению спроса. По данным Госкомстата, за пять месяцев 2009 г., по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., объемы продаж сократились примерно на 64%, т.е. чуть ли не втрое. Субъекты рынка эти цифры не опровергают. По их предварительным данным, в первом полугодии 2009 г., по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., продажи сократились на 50-70%. “В первом полугодии 2009 г. объемы производства и продаж уменьшились на 60%. Одно радует: немного оживились частные застройщики”, — констатирует, к примеру, Сергей Че, генеральный директор ООО “Донецкий завод строительных материалов” (г.Донецк; производство и реализация товарного бетона и бетонных растворов; 100 чел.).
    О сокращении продаж сообщают и операторы столичного региона, доля которых на украинском рынке превышает 40%. Так, Сергей Пилипенко, заместитель коммерческого директора ОАО “Завод железобетонных конструкций им.С.Ковальской” (г.Киев; производство железобетонных изделий, товарного бетона и бетонных растворов; с 1956 г.; 600 чел.), отмечает: “В I квартале 2009 г. в связи с финансовым кризисом и снижением потребительского спроса многие предприятия Киевского региона вообще не работали. В итоге, по нашим оценкам, в первом полугодии 2009 г., по сравнению с первым полугодием 2008 г., объемы продаж на киевском рынке сократились на 62%, а на предприятии — на 65%”.

За ценой не постоим
    Сокращение объемов продаж почти в 3 раза, естественно, ужесточило конкуренцию на рынке. А основной инструмент борьбы с конкурентом — ценовая политика. С конца прошлого года цены на товарный бетон снизились на 10-15%, но и это не предел. По признаниям самих “бетонщиков”, конечный потребитель или частные перевозчики-продавцы могут получить скидку в 10-20% прайсовой стоимости продукции. Например, 1 куб.м товарного бетона класса Р3 В25 при заводской цене в 600 грн. может быть отпущен и по 480 грн. Кроме того, настойчивому покупателю, торгующемуся до умопомрачения, производители могут еще скинуть 10% стоимости доставки. Для того чтобы идти на вынужденные уступки потребителям, производители снижают себестоимость продукции, прежде всего путем уменьшения непрофильных расходов (за счет сокращения части итеэровцев, а также пиарщиков и др.), пересматривают договоры с поставщиками щебня и песка в сторону снижения закупочных цен на сырье и т.д. Кроме того, с учетом некоторой активизации частных застройщиков-физлиц производители начали делать им адресные предложения. Например, в мае 2009 г. ОАО “Завод железобетонных конструкций им.С.Ковальской” открыло пункты приема заказов в киевских строительных супермаркетах “Эпицентр” и “Новая линия”. По словам г-на Пилипенко, подбивать итоги этой затеи пока рано, но общее увеличение продаж на 5-10% все же наблюдается, а сама организация пунктов приема не является затратной. Почин подхватили и другие игроки рынка. “Мы ведем переговоры со строительными супермаркетами об открытии на их территории пунктов приема заказов”, — не скрывает Юрий Грицай, старший менеджер производственного отдела по выпуску товарного бетона и ЖБК ООО “Комфортбуд-1” (г.Львов; проектирование, строительство и реконструкция зданий, производство и реализация товарного бетона, бетонных растворов и ЖБК; с 1999 г.; менее 1 тыс.чел.).
    Некоторые предприятия не от хорошей жизни практикуют создание оперативных бригад, которые в поисках клиентов прочесывают строительные фирмы и площадки.

Инвестиции
    Кризис серьезно испортил инвестиционный климат на прежде привлекательном украинском рынке товарного бетона. С приходом больших денег, направленных как на создание новых мощностей, так и на расширение существующих, начали образовываться сетевые компании; стали активно выходить на рынок и производители цемента. В целом, в благополучном 2008 г., по данным Госкомстата, товарный бетон и бетонные растворы в стране выпускали 765 предприятий, что на 37 компаний больше, чем в 2007 г.
Большинство производителей расположены в г.Киеве, Киевской, Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Львовской, Одесской, Харьковской областях и в АР Крым, которые выдают на-гора 77% продукции.
    Пока же практически все инвестиционные проекты, касающиеся покупки предприятий или создания новых производств, приостановлены до лучших времен. В частности, компания “Комфортбуд” заморозила строительство двух заводов по выпуску товарного бетона и бетонных растворов в с.Зазимье (Броварской район, Киевская обл.) общей производственной мощностью до 100 тыс.куб.м в год. Умерили свои амбиции и цементники. По словам Евгения Негуляева, заместителя председателя правления по коммерции и сбыту ЗАО “Бахчисарайский комбинат “Стройиндустрия” (АР Крым; производство и реализация цемента, сухих строительных смесей, товарного бетона и т.д.; около 1 тыс.чел.), “в связи со снижением потребительского спроса и дороговизной кредитов компания отложила проекты по организации сети бетонно-растворных узлов в Крыму”. Господин Грицай отмечает, что операторы вкладывают сейчас средства в модернизацию (оптимизацию) имеющихся мощностей. Тенденцию отсутствия притока больших денег на рынок подтверждают и продавцы оборудования. “В первой половине 2009 г. у нас не было продаж оборудования для производства товарного бетона”, — признается Владимир Бирюков, руководитель представительства компании ELBA-WERK в Украине (г.Киев; продвижение оборудования ELBA-WERK; 9 чел.). Интересно, что с конца 2008 г. производители товарного бетона начали продвигать продукцию через продавцов специализированного оборудования (бетононасосов, бетонораздаточных стрел и т.д.). По словам Григория Деревинского, начальника отдела строительной техники ООО “АвіаБудСервіс” (г.Киев; реализация стройматериалов, реализация и аренда строительной техники и оборудования; с 1996 г.; более 100 чел.), “такая схема работы выгодна всем участникам сделки: производитель товарного бетона увеличивает количество клиентов, продавец бетонного оборудования — заработки на продаже и оказании арендных услуг, потребитель получает более дешевый (на 15-20%) товар”.

Прогноз
    Участники рынка товарного бетона и бетонных растворов не строят радужных надежд на 2009 г. Хотя бы потому, что и в разгар строительного сезона объемы продаж более чем скромные. По их ощущениям, подобная тенденция сохранится до конца года. В результате рынок может вернуться к показателям 2003-2004 гг., когда общее потребление данной продукции составляло 7-9 млн т, или 3-4 млн куб.м. В этом случае мелким и средним фирмам, которые имеют меньше возможностей для ценовых маневров, придется уступить свои позиции. Фигуранты рынка свидетельствуют, что владельцы некоторых предприятий, имеющие кредитные долги, уже готовы продать свое дело. Но продаться пока особо некому, поскольку процесс консолидации рынка в руках крупных игроков тоже приостановился, если вовсе не остановился. Причина — снижение спроса. Юрий Грицай поясняет: “Скорее всего, крупные игроки активизируют собственные инвестиционные планы, когда рынок пойдет на подъем. Тогда же можно ожидать дальнейшего проникновения на него цементников. Не исключаем, что в нашем регионе, например, обзаведется производственными мощностями ОАО “Николаевцемент”. Операторы предполагают, что инвестиции в производство товарного бетона, возможно, возобновятся в 2010 г., когда увеличится спрос на продукцию со стороны корпоративных клиентов. Ведь частные заказчики погоды на рынке не делают.


http://www.business.ua

Поиск

Подписка

Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья
Готовые исследования, обзоры
Новости, статьи и аналитика
RSS-лента (новости, статьи и аналитика)
RSS-лента (Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья)
RSS-лента (Готовые исследования, обзоры)