И в докризисные времена доля деревянных домов не превышала 5% в структуре индивидуального жилья. Впрочем, спрос на них в 2008 г., по сравнению с текущим годом, был не таким уж и низким. По оценкам операторов, продажи деревянных домов в денежном выражении в 2008 г., по сравнению с 2007 г., увеличились на 20% и составили около $216 млн. Правда, ранее в среднем они увеличивались на 25% ежегодно. В количественном выражении в минувшем году продажи выросли на 3%, а прежде — в среднем на 10% (см. БИЗНЕС №21 от 25.05.09 г., стр.88-90). К сожалению, в этом году игрокам рынка деревянных домов придется забыть даже о таких показателям: по разным оценкам, к концу 2009 г. продажи в денежном выражении сократятся на 20-30%, в количественном — на 30-40%. Но не все так плохо. Несмотря на сокращение объемов строительства и ухудшение платежеспособности населения, украинцы продолжают делать ранее запланированные ремонты и обустраивать индивидуальное жилье. В том числе за счет бань и саун, которые, как правило, оборудуются из дерева. Иными словами, для компаний, которые строили деревянные дома, в первую очередь строительных бригад предпринимателей-“единоналожников”, найдется работенка, чтобы удержаться на плаву.
Минусы и плюсы Справедливости ради отметим, что не все операторы уверены, что переориентация строителей, тем более тех из них, кто только попробовал зарабатывать на деревянном “зодчестве”, на сауны и бани позволит им пережить экономический кризис. “На мой взгляд, этот бизнес не очень интересен начинающим операторам по следующим причинам: отсутствие массового спроса, достаточно жесткая конкуренция, наличие значительных особенностей его ведения. К тому же успех этого бизнеса во многом зависит от уровня профессиональной подготовки сотрудников”, — предупреждает Кирилл Бондарь, управляющий партнер компании “Шале”. В то же время если наряду с основной деятельностью осваивать строительство саун и бань, это позволит расширить возможности в первую очередь строительных компаний. Кстати, начиная с 2005 г. объемы “банного” строительного направления росли почти такими же темпами, как и объемы коттеджного строительства — в среднем, на 30% в год. Безусловно, кризис внес свои коррективы, но, по мнению операторов, интерес к саунам и баням у потенциальных заказчиков есть. “Бани строили всегда, строят и сегодня. Причем сейчас, в условиях достаточно сложной ситуации со строительством индивидуального жилья, некоторые заказчики перенесли акцент со строительства домов на их благоустройство”, — уверяет г-н Бондарь. Обустроить сауну или баню, как внутри помещения, так и на приусадебном участке, не прочь как состоятельные украинцы, так и сравнительно малообеспеченные граждане. Основными заказчиками “банных отделений” остаются частные лица, хотя в последние годы активизировались и корпоративные клиенты, возводящие мини-отели, спортклубы, пансионаты, дома отдыха, загородные развлекательные комплексы и прочие объекты коммерческой недвижимости. Вместе с тем операторы сетуют на отсутствие высокопрофессиональных специалистов. Не случайно заказчики часто жалуются на проблемы, связанные с циркуляцией воздуха в сауне (бане), утечку тепла и т.п. “На рынке работает множество производителей, для которых цена, а не качество продукции, является ключевым аргументом при продаже. Как следствие — проблемы, возникающие у многих заказчиков”, — откровенничает г-н Бондарь.
|
Несмотря на сравнительную дешевизну украинской продукции, часть операторов все же склонна закупать для саун и бань недорогое импортное оборудование |
Деньги Компании, которые занимаются строительством саун и бань, предлагают клиентам следующие услуги: разработка дизайн-проекта и коммерческого предложения на строительство; комплектация и строительство; отделочные работы (обшивка вагонкой, придание деревянному покрытию “древнего” вида и т.д.); гарантийное и постгарантийное обслуживание. По словам Александра Бойчука, директора ООО “АССА Мастергрупп” (г.Киев; строительство саун, бань, каминов, барбекю; с 1997 г.; 10 чел.), минимальный порог вхождения в этот бизнес оценивается в $5 тыс. Эти средства необходимы для приобретения или же аренды строительного оборудования и инструментов (портативной бетономешалки, шлифовочного инструмента, лобзика, дрели, “болгарки” и т.п.). Кроме того, необходим минимальный набор материалов (цемент, щебень, песок, гидроизоляция, теплоизоляция, электрофурнитура, кабели, доски, рейки и т.д.). Помимо строительного оборудования, инструментов и материалов понадобятся также специальные составляющие для строительства саун и бань, а именно: электрические и дровяные печи; водонагреватели; брус каркасный; термостойкие и пожаробезопасные светильники; двери; камень; вагонка; вентиляционные решетки и задвижки; терморегуляторы и т.д. Впрочем, закупать все это сразу и много вряд ли целесообразно — необходимо сначала ознакомиться со степенью готовности будущего помещения бани. Вполне возможно, что уже имеется фундамент (если речь идет об отдельно стоящей постройке); в таком случае необходимость в соответствующем оборудовании отпадает. Безусловно, здесь в лучшем положении оказываются строительные бригады, которые, как правило, уже имеют необходимые инструменты и материалы (за исключением специального оборудования), а потому могут на них сэкономить. Можно попридержать кровные, закупив инструментарий за средства заказчика. Зачастую этот своеобразный авансовый платеж предусматривается в коммерческом предложении, в котором указывают не только стоимость работ, но и стоимость стройматериалов и инструментов. Правда, при этом важно не ошибиться в калькуляции заказа. Дополнительные затраты могут негативно отразиться на взаимоотношениях с клиентом, сроках выполнения заказа или качестве работ. “Недавно мы делали достаточно дорогую сауну. Во время выполнения заказа вносились изменения в проект, кроме того, менялись заложенные в калькуляцию материалы на более дорогие. После того как работа была выполнена, мы пересчитали себестоимость заказа. Оказалось, что для нас это был чуть ли не убыточный проект. Но поскольку цена оговаривалась заранее, мы оставили все как есть. Правда, наградой стали несколько заказов от компаньонов клиента, которые пришли на презентацию сауны”, — рассказывает Николай Замрий, директор фирмы Сауналэнд” (г.Запорожье; строительство саун и бань; с 2000 г.; 5 чел.).
Цены Почти вся банная “оснастка” представлена в строительных супермаркетах, специализированных и интернет-магазинах. Цены на импортное оборудование с начала года вследствие колебания валютных курсов выросли на 30-40%, на отечественное — на 3-4%. Правда, украинских производителей можно, пожалуй, пересчитать по пальцам одной руки, тогда как торговцев импортным оборудованием — великое множество. Несмотря на сравнительную дешевизну украинской продукции, часть операторов все же склонна закупать для саун и бань более дорогое финское оборудование. “Отечественное оборудование уступает импортному исключительно в дизайне, но не в качестве”, — уверяет Игорь Окунев, директор компании “Новаслав”. Что же касается структуры продаж, то, по оценкам операторов, более 50% специализирующихся на саунах и банях компаний приобретают оборудование в специализированных магазинах и на оптовых складах. Главный же плюс продаж в строительных супермаркетах — относительно невысокая стоимость товара. “10-20% представленного там оборудования можно назвать высококачественной продукцией. Кстати, нужно отдать должное строительным супермаркетам — некоторые из них дают гарантию на товар”, — говорит Александр Бойчук. Продажи через интернет-магазины в Украине, по сравнению, например, с Россией, не так развиты. Хотя этот канал сбыта активно начали осваивать импортеры оборудования и комплектующих, торгующие сегодня в специализированных рознице и опте.
Персоналии и продвижение “Главное в этом бизнесе — знания и умения специалистов, их добросовестность и желание. Инструмент ничего не стоит, если на нем некому работать”, — отмечает Николай Замрий. Неумение собрать квалифицированную команду часто становится одной из основных причин, из-за которой бизнес на саунах и банях может не протянуть и года. Поэтому на этом рынке считается нормальной практика переманивания мастеров. Ситуация сейчас этому способствует, поскольку заработки квалифицированных специалистов заметно снизились. Поэтому они “клюют” даже на предложение о незначительном повышении зарплаты. Другой путь — загрузка “переметнувшегося” мастера заказами при сохранении существовавшего у него уровня заработка на прежнем месте работы. Данная практика широко используется, когда есть устойчивый спрос на исполнение работ, например, в современных коттеджных городках (по крайней мере, в пригородах столицы), в которых уже появились объявления, приглашающие на работу подобных мастеров. Однако следует помнить и о том, что кризис, как и текучесть кадров, не вечны, а потому необходимо заботиться о выращивании собственных “золотых рук”. Как рассказал Николай Замрий, многие из успешных владельцев фирм и высокооплачиваемых специалистов начинали с того, что устраивались на работу помощником мастера. Некоторые при этом бесплатно работали несколько месяцев. По мнению игроков рынка, в штате фирмы, оказывающей услуги по строительству и оборудованию саун и бань должно быть, как минимум, три человека: мастер, помощник (ученик) и специалист, продвигающий продукцию и услуги на рынок. Впрочем, в условиях кризиса и экономии на зарплатах, последняя категория попала под сокращения; сейчас “маркетолог”, как правило, работает в интересах сразу нескольких фирм и на комиссионные от полученных заказов. Провести относительно дорогостоящую и эффективную рекламную кампанию в печатных СМИ могут себе позволить немногие предприятия, твердо стоящие на ногах. Другие же фирмы, которых большинство, предпочитают продвигать “продукт” по проверенному годами принципу “из рук в руки”. Плюс интернет, услугами которого в последнее время пользуются все больше компаний и клиентов. “В нашей фирме около 70% всех заказов — результат интернет-рекламы”, — поясняет г-н Бойчук. Достаточно эффективным способом продвижения услуг является участие в специализированных выставках, которые, кстати, пройдут уже осенью.
Расклады По просьбе БИЗНЕСа предприниматели сформировали приблизительный бюджет, необходимый для выполнения заказа по оборудованию финской сауны площадью 2 кв.м за 10 дней бригадой, состоящей из двух человек (мастера и помощника). Закупка оборудования для сауны (электрическая печь, светильники, двери, вентиляционная решетка и задвижка, терморегулятор) обошлась в $800, материалов для внутренней отделки (вагонка из липы, планка для полов, утеплитель, фольга, лента-герметик) — в $500. Плата за выполненные работы составила 100% суммы, израсходованной на перечисленные выше оборудование и материалы, т.е. $1,3 тыс. А чистая прибыль (минус зарплата рабочим — $650, уплата единого налога и т.д., коммунальных платежей, арендной платы и т.п.) — около $400. Если учесть, что в разгар строительного сезона выходных у мастеров почти не бывает, ежемесячная чистая прибыль составляет не менее $1 тыс. В год набегает $6-8 тыс. Но, заметим, речь идет о минимальном бюджете. Если говорить о больших площадях и более дорогих материалах и оборудовании, то прибыль увеличится минимум в 2 раза. Кстати, сегодня, по словам Александра Бойчука, спросом пользуются сауны и бани высокого (более $8-10 тыс.) и нижнего ($2,5-4,5 тыс.) ценовых сегментов. “Заказов среднего уровня практически нет”, — сетует г-н Бойчук. При этом для строительства относительно дешевых объектов привлекают рабочих средней квалификации, а для внутренней отделки помещения используют ольху, в лучшем случае — липу, печи для саун и бань монтируют, как правило, российского производства либо недорогие финского. Оборудованием дорогих саун и бань занимаются мастера высокой квалификации; используются экзотические породы дерева (канадский кедр, абаш и т.п.), печи — ведущих финских и немецких производителей (ТМ Harvia, Tulo, Kastor и др.). К слову, по оценкам операторов, небольшие фирмы в год делают в среднем 10 проектов разного уровня сложности, крупные — 20-50. “Но это смотря какой объем работ необходимо выполнить. Бывает, большая компания год работает над одним проектом, при этом еще и привлекает подрядчиков для строительства бассейнов и т.п.” — подчеркивает г-н Бойчук.
|
|
|
|
Производители…
…о предпочтениях
Кирилл Бондарь (31), управляющий партнер компании “Шале” (г.Киев; эксклюзивные рубленые дома ручной работы, бани, сауны ТМ “Шале”; с 2008 г., 20 чел.):
— Сегодня, приобретая земельный участок под большой дом, украинцы сначала строят маленький, причем достаточно часто деревянный, дом. Планируя, что с наступлением лучших времен они построят большой кирпичный коттедж, маленький дом они собираются использовать в качестве бани, сауны или гостевого дома. Именно на этих предпочтениях и можно сыграть строителям “банного отделения”.
…о спросе
Игорь Окунев (44), директор компании “Новаслав” (г.Киев; производство печей для саун; с 2003 г.):
— Думаю, если не все, то более 70% украинцев, построивших индивидуальное жилье, уже имеют сауну или баню либо планируют их построить. Ведь если загородный дом стоил заказчику, как минимум, $80 тыс., то при строительстве сауны или бани можно ограничиться $2 тыс. Интересно, что сегодня многие клиенты интересуются, как разместить сауну или баню в квартире. К сожалению, как правило, в многоэтажных жилых домах электропроводка не рассчитана на такие большие нагрузки.
|
|
|
|
|
Елена Середа |