2009-08-19 10:06:19
Несмотря на то, что торговая недвижимость испытывает на себе последствия кризиса, эксперты отмечают, что в I-й половине 2009 года наблюдаются первые положительные тенденции, которые позволяют говорить о том, что рынок уже достиг дна
Об этом сообщил в ходе мастер-класса по торговой недвижимости, прошедшем в Киеве, директор консалтинговой компании «Украинская торговая гильдия» (УТГ) Виталий Бойко.
Состояние рынка
Основной период спада на рынке торговой недвижимости пришелся на осень 2008 – март 2009 гг., а, начиная с апреля 2009 г., произошли изменения, которые демонстрируют положительные тенденции стабилизации рынка.
• Наметился рост активности отдельных участников рынка
На рынке торговой недвижимости сформировался определенный сегмент розничных операторов, которые реально оценивают свои возможности, не обременены долговыми обязательствами и имеют возможности для развития. Именно за счет них происходит заполнение свободных лотов. Также, благодаря этому активному сегменту, происходит сдерживание увеличения вакантности и дальнейшего снижения арендных ставок.
• Появление потребительского кредитования
Некоторые розничные сети привлекают банки под программыпотребительского кредитования, что позволяет ритейлерам наращивать обороты.
К примеру, в супермаркетах сети «Фокстрот. Техника для дома» и гипермаркетах «FoxMart» действует предложение беспроцентной покупки в кредит с авансовым платежом 20%, что стало возможным благодаря гибкой политике банков-партнеров компании «Фокстрот» (ранее авансовый платеж составлял 50%). Такое совместное решение сети с кредитными операторами, безусловно, упростило процедуру приобретения товара в кредит на выгодных для покупателя условиях.
• Количество свободных помещений и ставки аренды стабилизировались
По словам директора УТГ В. Бойко, сегодня доля свободных площадей в ТЦ Киева составляет около 4% (около 20 тыс. кв. м), что соизмеримо со среднеевропейской нормой в 10%. Арендные ставки претерпели существенные изменения из-за валютных колебаний, но, начиная с лета, они практически стабилизировались, а в некоторых проектах, где удалось добиться 100-процентной заполняемости, по единичным предложениям и увеличились.
Стабилизация таких показателей рынка, как вакантность и ставки аренды позволяет сделать вывод о том, что рынок торговой недвижимости перешел от спада к стагнации.
При этом общий рост активности рынка ограничен макроэкономическими факторами и негативными потребительскими настроениями (снижение уровня заработной платы, емкости розничного рынка, отсутствие финансирования).
Обороты сетевых операторов во многом зависят от потребителей, а те, в свою очередь, не понимают, как им формировать свой бюджет: увеличивать ли статьи расходов на потребление или откладывать средства на «черный день».
По словам Виталия Бойко, все участники рынка пока не понимают, где находится рынок: то ли это начало дна, то ли его окончание, за которым последует оживление рынка. Соответственно и ожидания различны: одни игроки ждут от осени нового сезона торговли, другие – очередного обвала национальной валюты, очередного витка кризиса. Поэтому осень внесет ясность, в каком направлении будет развиваться рынок.
Перспективы рынка
Также от того, как будет развиваться рынок, зависит и дальнейшая судьба существующих и будущих торговых центров. По данным "Украинской торговой гильдии", в первой половине 2009 г. в Украине прирост составил 11 ТЦ общей площадью 140 тыс. кв. м (в прошлом году на этот момент было введено около 300 тыс. кв. м).
По прогнозам экспертов, до конца года прирост составит порядка 30 ТЦ общей площадью 378 тыс. кв. м, средний размер будущего ТЦ – 13 тыс. кв. м.
На сегодняшний день в Украине насчитывается 315 ТЦ общей площадью 2,9 млн. кв. м. Средняя площадь объектов – 9 тыс. кв. метров.
Средняя насыщенность на 1000 жителей составляет 62 кв. м, что в 4 раза меньше в среднем по Европе, т.е. Украина остается еще ненасыщенной качественными торговыми площадями, и перспективы для роста еще сеть.
http://www.prometr.com.ua
|