2009-09-16 13:43:15
Современное строительство достаточно сложно представить без средств механизации. И это не случайно, так как именно строительная техника и оборудование способствуют снижению себестоимости работ, повышению производительности труда, а значит – повышению рентабельности отрасли в целом.
Классификация
Классификация строительной техники и оборудования – это система, основанная на их распределении по совокупности определенных признаков. С учетом этого для классификации можно выделить общий признак – это вид выполняемой работы или назначение. В соответствии с этим признаком все оборудование, строительные машины и техника разбиты на классы:
- ручной инструмент и средства малой механизации;
- подъемно-транспортное оборудование (транспортные и транспортирующие, грузоподъемные и погрузочно-разгрузочные);
- для земляных и свайных работ (буровое оборудование);
- оборудование производства бетона и транспортировки бетонных смесей.
Кроме этого, каждый класс делится еще на группы – подгрупп или типы – типоразмеры – модели. Например, машины для производства земляных работ могут быть разделены на несколько подгрупп:
- землеройно-транспортные машины (бульдозеры, скреперы, грейдеры, грейдер-элеваторы);
- одноковшовые и многоковшовые экскаваторы;
- землеройно-фрезерные машины, планировщики с телескопической стрелой;
- оборудование для гидромеханического способа разработки грунтов (гидромониторы, землесосные и землечерпательные снаряды);
- грунтоуплотнительные машины (катки, виброуплотнительные машины, трамбовки).
Наряду с этим строительная техника бывает универсальной и специальной.
Универсальная техника имеет более широкое применение, но в случае выполнения больших объемов определенных работ специальная техника считается более производительной.
Роль специальной техники в нынешних условиях многократно возрастает, так как позволяет обеспечить комплексную механизацию строительного процесса. На современном этапе развития строительной техники и технологии строительно-монтажных работ к категории процессов, поддающихся комплексной механизации, относятся практически все строительные работы.
Известно, что комплексную механизацию строительных работ большого объема осуществляют техникой большой мощности и производительности. Это особенно наглядно можно увидеть при выполнении земляных и бетонных работ, а также на всех этапах возведения зданий и сооружений самого различного назначения.
Механизация строительных работ
Земляные работы являются составной частью строительства большинства инженерных сооружений. Они включают в себя: отрывку котлованов, траншей и мелиоративных каналов; возведение насыпей, плотин; устройство закрытых проходок в грунте в виде шахт и туннелей под различные подземные сооружения и т. д.
Для выполнения крупных объемов земляных работ применяют одноковшовые экскаваторы с ковшом вместимостью 1,6-4 м3 и экскаваторы непрерывного действия (роторные и фрезерные) производительностью до 1,5 тыс. м3/г. Кроме этого, строительный комплекс широко использует самоходные скреперы с ковшом вместимостью 15-25 м3, бульдозеры и одноковшовые погрузчики грузоподъемностью 4-6 т.
В состав комплексной механизации земляных работ входит и другая специальная техника, в том числе и машины, уменьшающие объемы земляных работ (прокол, продавливание, щитовая проходка).
Комплексная механизация бетонных работ рассчитана на всепогодную и мобильную технологию. В комплект специальной техники, направленной на решение этой задачи входят автоматизированные заводы по производству бетона, бетоноподающие устройства, специализированные бетоноукладчики, автобетоносмесители и автобетононасосы.
Технический уровень комплексной механизации арматурных и опалубочных работ обеспечивается заводским изготовлением армокаркасов и армоопалубочных блоков, инвентарных блочных и щитовых опалубок, механизацией их сборки и установки с помощью манипуляторов, применением передвижных арматурных станций.
Для механизации монтажных работ применяют краны грузоподъемностью до 400 т. Они могут быть на гусеничном ходу или на автомобильном шасси.
Для многоэтажных зданий, основными монтажными средствами служат рельсовые модульные башенные и рельсоколесные стреловые краны с грузовым моментом до 1 тыс. 600 т. в комплекте с короткобазовыми кранами грузоподъемностью 16-40 т.
Для комплексной механизации отделочных работ тоже применяют широкий набор средств механизации. Например, для оштукатуривания поверхностей составами из высокопластичных растворов, синтетических паст, а также для сухих способов отделки строящихся зданий и сооружений применяют штукатурные станции, агрегаты для нанесения штукатурных составов, поршневые и винтовые растворонасосы с загрузочным устройством, а также машины для приготовления и нанесения гипсовых растворов с пневмозагрузкой сухого гипса.
При комплексной механизации малярных работ применяют средства безвоздушного нанесения окрашиваемых составов, малярные станции и агрегаты на базе винтовых насосов, ручные машины для закрепления листовых и рулонных материалов.
Состояние парка техники
Рассматривать этот вопрос необходимо с точки зрения исторической объективности, а она говорит, что производственные мощности большинства строительных компаний формировались еще в доперестроечный период. О чем это свидетельствует?
Это значит, что средний срок службы оборудования вдвое превысил нормативный. По оценкам экспертов, особенно в тяжелом положении оказались специализированные управления механизации и предприятия, оснащенные уникальной и дорогостоящей техникой, которая на момент формирования строительного комплекса независимой Украины характеризовался крайней степенью изношенности.
Уровень обновления парка машин, на тот период составлял не более 2% в год. По состоянию на конец 2000 г. удельный вес техники с истекшим сроком службы составил: для экскаваторов – около 43%, бульдозеров – 52%, мобильных кранов – 51%....
За годы строительного бума отрицательную динамику удалось переломить – наметилось омоложение парка строительной техники. По мнению специалистов ООО «АвиаБудСервис», еще в 2007 году, когда темпы строительства были настолько высокими, что чувствовался дефицит функциональной и качественной технической продукции, рынок строительной техники Украины демонстрировал активный рост от 15 до 50 % по разным видам машин. Это побуждало многие компании приобретать новую технику.
Однако, начиная с 2008 года, украинский строительный комплекс начал испытывать определенные трудности – стали снижаться объемы строительства, а соответственно стал падать и интерес к новой технике.
По оценкам специалистов автомобильного холдинга «АВТЕК», рынок строительной техники сейчас замер. Нельзя сказать, что продажи упали до нулевой отметки, однако и бума, наблюдаемого год-два назад, нет.
В нынешних условиях, при наличии большого разнообразия техники, рынок реализации трансформировался в рынок ее аренды.
Что предлагает рынок?
Специалисты компании «АвиаБудСервис» отмечают, что в настоящее время на рынке реализуется техника как отечественного, так и зарубежного производства. Однако многие украинские строительные компании, несмотря на непростые экономические условия, продолжают отдавать свое предпочтение технике зарубежных производителей – Японии, Китая, Италии, Германии, США, которая отличается надежностью, хорошей гарантией и высокими эксплуатационными показателями.
Украинским строителям хорошо известны такие компании, как: SANY (Китай), Hitachi Construction Machinery (Япония), Volvo CE (Италия), Liebherr – Holding GMBH (Швейцария), Kaiser AG (Германия), BAUER Maschinen GMBH (Германия), Putzmeister AG (Германия), Mustang Manufacturing Company Inc. (США) и другие.
Техника крупных производителей стран СНГ менее популярна, чем западная, однако благодаря более низкой цене, также присутствует на украинском рынке. Среди известных производителей стран СНГ: завод «Могилевтрансмаш», ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины», Галицкий завод автокранов, Тумазинский завод автобетоновозов, «ЗИЛ» (Завод имени И. А. Лихачева) и другие.
Более доступной по цене, однако является техника отечественных производителей. Среди них наиболее крупные предприятия: «КРАЗ», «НКМЗ», «Стройдормаш», Бориспольский завод «Стрела», Дрогобычский завод автомобильных кранов, ПО «Южный машиностроительный завод», Одесская холдинговая компания «Краян» и другие.
В условиях кризиса разные производители свою политику формируют по-разному. Например, даже в нынешних условиях, китайская компания SANY отправила своих менеджеров в другие страны мира, где работает ее техника для осмотра и изучения спроса. Для этого производителя и сегодня основным приоритетом является ориентация на клиента и удовлетворение его потребностей.
Свою политику в области реализации в новых условиях формируют и импортеры техники. Компания «АвиаБудСервис», учитывая интересы каждого клиента, предлагает индивидуальные схемы по оплате, лизинг и аренду техники. Сервисный центр компании осуществляет полное гарантийное и послегарантийное обслуживание. Для удобства клиентов продуман весь процесс работы с заказчиками: доставка техники на объект, ремонт, обучение работе с техникой, необходимые инструкции и сертификаты на русском и украинском языках.
Кроме этого, покупателям и арендаторам башенных кранов партнер компании фирма «АвиаТехСервис» предлагает комплексное сервисное сопровождение: финансовый лизинг, монтаж и демонтаж башенного крана, сервисное обслуживание, помощь по вводу в эксплуатацию, шеф-монтаж, ремонт и замена отдельных узлов и агрегатов, эксплуатация башенного крана крановщиками фирмы и обучение персонала.
Что день грядущий нам готовит?
По оценкам экспертов, в краткосрочной перспективе на украинском рынке строительной, в том числе и бетоноподающей техники следует ожидать закрепление позиций за крупными операторами и исчезновение с рынка мелких.
При этом, по мнению специалистов компании «АвиаБудСервис», качеству техники и сервису будет уделяться более пристальное внимание, как со стороны производителей, так и поставщиков строительной техники.
И это не случайно, так как качественный и своевременный сервис – важные условия покупки техники. Повышению спроса на строительную технику будет способствовать и реализация инфраструктурных проектов к Евро-2012.
|