|
|
|
РЫНОК В ЦИФРАХ |
|
|
|
|
|
Товар, реализуемый на рынке: сухие строительные смеси (клеи, шпатлевки, штукатурки и т.п. на гипсовой и цементной основе).
Объемы продаж в Украине: в 2008 г. — 1,2 млн т на 2,8 млрд грн.; за 8 месяцев 2009 г. — 0,6-0,7 млн т на 1,6-1,7 млрд грн.
Количество производителей: более 50, из них крупных — около 8.
Структура продаж в 2008 г. (в количественном выражении): 85% — отечественная продукция, 15% — импортная. | |
Было бы странно, если бы украинский рынок сухих строительных смесей (ССС) не пострадал вследствие сокращения объемов строительства в стране. “Ситуация на рынке ССС зависит от ситуации на строительном рынке в целом. Не секрет, что из-за финансового кризиса строительство большинства объектов заморожено. В связи с этим за 8 месяцев 2009 г., по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., спрос на сухие строительные смеси (в количественном выражении) сократился на 40%”, — отмечает Ольга Ступина, начальник отдела маркетинга компании “Хенкель Баутехник (Украина)” (г.Вышгород, Киевская обл.; производство и реализация строительных смесей; с 1998 г.; производство ССС — с 1999 г.; 850 чел.; оборот в 2008 г. — 1,24 млрд грн.). Однако следует отметить, что, по заверениям некоторых операторов, у отдельных игроков рынка, например у ООО “Инвестиционно-промышленная группа “Мастер” (г.Одесса; производство ССС, герметиков, пенополиуретанов, минеральной ваты; с 1996 г.; более 300 чел.), объемы продаж ССС остались на прошлогоднем уровне. У ООО “Фомальгаут-Полимин” по итогам 8 месяцев 2009 г. этот показатель уменьшился на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. “В марте ситуация стабилизировалась и начала выравниваться. Если в начале года мы сократили объемы продаж на 40%, то по итогам 8 месяцев 2009 г. — на 10%. Надеемся, что по итогам года выйдем в ноль или даже незначительно превысим результаты 2008 г.” — говорит Людмила Мирошниченко, начальник отдела рекламы и маркетинга ООО “Фомальгаут-Полимин”.
Как утверждают игроки рынка, сложившаяся ситуация обусловлена частичным завоеванием крупными операторами рыночных долей мелких и средних производителей. Кроме того, крупным отечественным игрокам удалось потеснить и поставщиков импортных ССС, ведь за время кризиса зарубежная продукция существенно подорожала. “Цены на импортную продукцию повысились на 15%, тогда как на отечественную — на 5-7%, — поясняет Виктор Бычок, учредитель ООО “БестСтройБлок” (г.Киев; реализация строительных блоков из пористых бетонов и ССС; с 2004 г.; 15 чел.). — Кроме того, с некоторыми поставщиками импортной продукции нам пришлось расстаться из-за значительных задержек поставок. Доходило до того, что мы оплачивали товар, а поставщики не могли обеспечить его доставку. Иногда это даже заканчивалось возвратом денег. В результате мы решили частично переориентироваться на отечественную продукцию.” В целом, операторы утверждают, что ситуация на рынке ССС к концу лета стабилизировалась. Поэтому по итогам текущего года, по их оценкам, сокращение объемов продаж составит уже не 40%, а 30%, и в 2009 г. украинский рынок потребит около 0,9 млн т сухих строительных смесей.
Эконом-предпочтения В результате снижения спроса, а также ужесточения конкуренции на рынке в 2009 г. производители ССС стали предлагать потребителям так называемую “бюджетную” продукцию. “В этом году у нас появилась линейка “бюджетных” продуктов для базовых ремонтных работ. Это, в частности, смеси для укладки плитки, устройства пола, выравнивания стен, приклеивания утеплителей и грунтования поверхностей”, — рассказала БИЗНЕСу Ольга Ступина. Вследствие этого доля ССС класса “эконом” в структуре продаж увеличилась на 5-10 п.п. — до 25-30%. По словам операторов, продажи недорогих ССС выросли благодаря снижению спроса на сухие строительные смеси среднего ценового сегмента. Правда, продвижение ССС дается нелегко. В частности, чтобы у конечных потребителей не возникало сомнений в качестве продукта, операторы проводят разъяснительные презентации. Мол, хотя продукт недорогой, качество его отнюдь не плохое. В частности, сейчас стандартный клей для плитки “бюджетного” ценового сегмента стоит 25-29 грн. за упаковку весом 25 кг, тогда как такой же клей среднего ценового сегмента — 29-37 грн., высокого — 37-42 грн.
Инвестиции Сокращение продаж ССС не могло не отразиться на инвестиционных планах компаний. В частности, по словам Константина Юна, соучредителя ООО “Инвестиционно-промышленная группа “Мастер”, в компании “на неопределенное время отказались от организации производства ССС в другом регионе страны (сейчас предприятие производит смеси в Одессе. — Ред.) и решили сосредоточиться на модернизации и увеличении в 2 раза производственных мощностей уже существующего производства (с 500 т до 1 тыс.т в сутки)”. Только весной 2010 г. примет решение о строительстве нового завода ООО “Фомальгаут-Полимин”. Тем не менее на рынке ССС завершаются проекты, начатые еще до кризиса. Например, ООО “Производственная компания “ДорСтройТехнология” открыло в Луганске завод по производству ССС мощностью 15 т смесей в час. Стоимость проекта — 32,6 млн грн. (см. также “Производитель…”). Правда, участники рынка ССС перспективы нового игрока оценивают скептически. “Выгоды от удачного расположения производства и месторождений песка могут помочь ему (“Производственной компании “ДорСтройТехнология”. — Ред.) занять в течение двух лет около 5% небольшого рынка ССС Луганской области. Однако даже это сделать будет сложно, так как у крупных игроков также есть собственные производственные и сырьевые мощности недалеко от данного региона”, — комментирует появление конкурента Сергей Ершов, генеральный директор ООО “Фомальгаут-Полимин”.
|
|
|
|
Оператор — о спросе
Людмила Мирошниченко (33), начальник отдела рекламы и маркетинга ООО “Фомальгаут-Полимин” (г.Киев; входит в группу компаний “Фомальгаут”; производство ССС ТМ Polimin, извести, оптово-розничная торговля стройматериалами и др.; с 1994 г.; более 1 тыс.чел.):
— В условиях замораживания крупных строительных объектов, прекращения ипотечного кредитования, снижения потребительской активности и т.п. приоритетными для производителей ССС стали небольшие частные стройки, ремонт зданий и т.д. То есть акцент сместился от крупного безликого потребителя к частникам, для которых важно не только качество продукта, но и пакет услуг — консультации, техническое сопровождение, обучение и т.д. Бизнес стал как никогда прежде клиентоориентированным. Кроме того, с ухудшением покупательной способности на рынке ССС наметилась тенденция к повышению спроса на продукты низкого и среднего ценовых сегментов, в связи с чем все основные производители уже предлагают ряд новых недорогих продуктов с упрощенными техническими характеристиками (для ограниченных условий применения), а некоторые даже выводят новые торговые марки в низкий ценовой сегмент (см. “Эконом-предпочтения” на стр.76. — Ред.). Самыми же популярными продуктами, как и прежде, остаются стандартный клей для плитки и обычная стяжка для пола.
Маркетолог — о перспективах
Роман Грабовский (35), начальник отдела маркетинга ООО “Научно-производственное предприятие “Гелиос” (г.Львов; производство и реализация ССС, грунтовок, водно-дисперсионных красок и др.; с 1993 г.):
— В начале этого года объемы наших продаж сухих строительных смесей уступали показателям прошлого года. Но с июля продажи начали восстанавливаться, и уже в июле-августе 2009 г. наша фирма продала столько же продукции, сколько было в июле-августе 2008 г. Основные причины возобновления спроса — замещение импортной продукции более дешевой отечественной, частичное восстановление работы некоторых строительных организаций. В целом, предполагаем, что в этом году объемы украинского рынка ССС по сравнению с 2008 г. сократятся на 15-20%. Но перспективы его достаточно радужные, ведь в расчете на душу населения в Украине по сравнению с европейскими странами сухих строительных смесей потребляется в 1,5-3 раза меньше. Поэтому в 2010 г. наше предприятие намерено инвестировать в увеличение и модернизацию существующих производственных мощностей.
Производитель — о проекте
Тигран Кочарян (41), генеральный директор ООО “Производственная компания “ДорСтройТехнология” (г.Луганск; строительство и капитальный ремонт дорог, производство бетона, асфальтобетона, ССС; с 2003 г.; 250 чел.):
— Строительство завода мы начали еще до кризиса. Планировали построить жилой комплекс в Луганске: высотные дома жилой площадью около 65 тыс.кв.м плюс 20 тыс.кв.м объектов инфраструктуры. При себестоимости 1 кв.м в $450 объект оценивался примерно в $38,25 млн. Мы начали разрабатывать проект микрорайона, предусматривающий использование, в частности, собственных строительных материалов, включая и ССС. То есть завод изначально возводили для собственных нужд, хотя, конечно, планировали реализовывать продукцию и другим потребителям. Смысл очевиден: песок добывается в Луганской области, завод располагается рядом с карьером, соответственно, из себестоимости готового продукта можно вычесть, как минимум, затраты на транспортировку, т.е. 7-8%. Но проект жилого комплекса законсервирован. И понятно, что к моменту запуска завода на полную мощность (был запланирован на август-сентябрь) нам необходимо искать другие возможности сбыта продукции. Например, сосредоточиться на юго-восточном регионе — Луганской, Донецкой, Харьковской областях, в радиусе 500-600 км от места производства. Во-первых, играет роль цена доставки, во-вторых — в этих областях рынок более или менее емкий, а аналогичных предприятий мало. К тому же в Харькове и Донецке предстоит большое строительство в связи с Евро-2012, ведь там пока еще недостаточно объектов инфраструктуры.
Продавец — о субрынке гипсовых ССС
Вера Герагозова, директор департамента гипсовых ССС ДП “Кнауф-маркетинг” (г.Киев; реализация гипсокартонных листов, гипсовых сухих строительных смесей и т.п.; с 1996 г.; 70 чел.):
— В отличие от рынка ССС на цементной основе, субрынок гипсовых сухих строительных смесей пострадал от финансового кризиса в меньшей степени. В частности, за восемь месяцев 2009 г., по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., объемы продаж этого материала сократились примерно на 15%. При этом больше всего от кризиса пострадали поставщики импортной продукции. По нашим данным, объемы поставок гипсовых сухих смесей из Турции сократились на 36%, из Польши — на 40%. К слову, уменьшение объемов импорта позволило нашей компании не только не сократить, но даже нарастить объемы продаж гипсовых ССС. В частности, за восемь месяцев 2009 г., по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., объемы продаж нашей продукции увеличились на 10%. При этом выпускать так называемые “бюджетные” виды ССС, как это сделали некоторые производители, подстраиваясь под покупательную способность населения, наша фирма не стала. Кроме того, из-за подорожания импортных компонентов мы на 10% повысили стоимость продукции еще в марте. В октябре же увеличение цены составит еще 5%. |
|
|
| |