2009-09-24 18:43:32
К 2020 году правительство намерено полностью рассчитаться по текущим долгам.
Можно ли это сделать, не набрав еще больше новых? Украина снова начала активно наращивать долги: только за первые полгода их сумма выросла почти в 1,7 раза. Тем не менее, в Минфине рассчитывают в ближайшем будущем снова снизить долговую нагрузку на госбюджет за счет пересмотра схем заимствования
По данным Минфина, на 1 июля 2009 года государственный и гарантированный долг страны составил 218,9 млрд. грн. (в том числе внешний — 156 млрд. грн., внутренний — 62,6 млрд. грн.) или 18,9% ВВП. Впрочем, пока ситуация далека от критической. На сегодня на каждого украинца (в том числе новорожденного) приходится $2,2 тыс. долга. При этом аналогичный показатель по состоянию на конец 2008 года в России составлял $3,4 тыс., в Казахстане — $6,9 тыс., в Польше — $6,4 тыс., в США и Чехии — по $7,8 тыс.
В конце прошлого года было заключено соглашение с МВФ о выделении Украине $16,4 млрд. Еще $0,8 млрд. на покрытие кассовых разрывов бюджета в 2008-м было привлечено у ВБ, а в нынешнем году у него планируют занять еще $1,25 млрд. В Минфине объясняют, что это оптимальный вариант решения проблемы, поскольку одалживать на внешних рынках сейчас слишком дорого. Кроме того, правительство активно занимает на внутреннем рынке: только ОВГЗ с начала года выпустили на 20,6 млрд. грн. При этом бюджетный закон разрешает Кабмину разместить этих ЦБ еще на 49,5 млрд. грн.
Тем не менее, Минфин намерен уже к 2020 году полностью рассчитаться по нынешним обязательствам. График погашений таков: в 2010 году на эти цели планируется направить 15,2 млрд. грн., в 2011-м — 17,4 млрд. грн., в 2012-м — 17,9, в 2013-м — 15,9 млрд. грн. В 2014 году ожидается некоторое проседание долговой нагрузки — заплатить придется 2,9 млрд. грн. Далее погашение идет по нисходящей — с 15,4 млрд. грн. в 2015-м до 1,2 млрд. грн. в 2020 году.
"Эти суммы не критичны, но дело в том, что они не включают в себя затраты на обслуживание долга. А стоимость долговых ресурсов на внутреннем рынке значительно выросла. В последнее время Минфин размещает бумаги с доходностью более 20%, и чем длиннее такие заимствования, тем больше расходы на их обслуживание. Поскольку внешний рынок вряд ли будет доступен для госзаймов в ближайшее время, стоимость ресурса может оказаться значительно выше, чем все предыдущие заимствования", — разъяснила экономист ИК "Тройка Диалог Украина" Ирина Пионтковская.
Кроме того, эксперты не исключают, что долговая нагрузка на бюджет может оказаться еще выше. "Правительственные финансисты решили подсчитать только госдолг и не учитывать госгарантий, а также долг НБУ перед Международным валютным фондом. С одной стороны, это вполне логично — пока эти долги не висят на бюджете. Но ведь в случае угрозы банкротства "Нафтогаза" или невозможности "Укравтодора" рассчитаться по привлеченным кредитам все расходы все равно лягут на госказну", — поясняет генеральный директор аналитического центра "БЕСТ" Валерий Гладкий. Эксперты уверены, что собственных ресурсов казны на обслуживание текущих долгов явно не хватит: по прогнозам МВФ, в текущем году украинский ВВП сдуется на 8%, а в следующем его прирост составит всего 1%. Поэтому единственная возможность соблюсти обнародованный график обслуживания госдолга — переодалживать.
В Минфине считают, что новые кредиты для обслуживания уже имеющихся можно привлекать со сроками погашения в 2014-м и, начиная с 2016-го года, когда долговая нагрузка уже существующих займов на бюджет будет уменьшаться. Вопрос в том, где найти кредиторов. Финансовые аналитики говорят, что в следующем году внешние долговые рынки все еще будут малопривлекательными для Украины.
Весьма скептически они относятся и к возможности дальнейшего плодотворного сотрудничества с зарубежными финансовыми институтами. "В международных финансовых организациях прекрасно понимают, что сейчас мы переживаем пик политической активности. И что в текущем, и в следующем годах без заимствований никак не обойтись. Но постоянное игнорирование требований кредиторов может быть чревато приостановкой сотрудничества. Украина рискует остаться без их помощи, если не начнет активно внедрять бюджетную и налоговую реформы, показывать реальные результаты в борьбе с коррупцией", — считает исполнительный директор Sigma Blazer Foundation Олег Устенко.
По мнению Ирины Пионтковской, в нынешней ситуации оптимально развивать внутренний рынок заимствований и одалживать в своей валюте. Во-первых, это исключит риски, связанные с курсовыми колебаниями, во-вторых, снизит нагрузку на валютный рынок в периоды выплат, что чревато проседанием курса гривны.
Стоит сказать, что правительство уже сделало ряд шагов, чтобы переключиться на внутренний рынок заимствований. В нынешнем году Кабмин намерен обкатать схему привлечения средств от населения путем выпуска казначейских обязательств. О том, что это будет пока лишь пробным шаром, говорят объемы заимствований. Изначально планировалось эмитировать таких бумаг на сумму 500 млн. грн., позже объем уменьшили до 200 млн. грн.
В правительстве рассчитывают, что в условиях снижения доверия к банковской системе государственные бумаги даже с незначительной доходностью (ее предполагается установить на уровне 16% годовых) привлекут внимание населения. Главной же причиной, по которой зажиточные украинцы захотят приобрести казначейские обязательства, должна стать возможность не предоставлять документы о происхождении средств, вкладываемых в этот инструмент. Напомним, что Виктор Ющенко 13 июня отменил свой указ, приостанавливающий действие соответствующего пункта правительственного постановления об условиях размещения государственных казначейских обязательств.
Впрочем, главные надежды в части привлечения заемных средств Кабмин возлагает на финансистов. В нынешнем году после десяти лет безуспешных попыток в Украине был введен апробированный во многих европейских странах институт первичных дилеров на рынке государственных ценных бумаг. Они обязаны участвовать в размещении ОВГЗ и выкупать за собственные средства не менее 3% от объема размещенных ценных бумаг (по итогам полугодия).
Кроме того, первичные дилеры должны ежедневно поддерживать постоянные двусторонние котировки (выставлять цену покупки и продажи) по ОВГЗ. Другими словами, если кто-то срочно захочет продать облигации до момента их погашения, первичные дилеры должны будут их купить. Как пояснили в Нацбанке, основная цель новации — повышение ликвидности и вместительности рынка государственных ЦБ, а также снижение стоимости обслуживания государственного внутреннего долга.
19 августа Минфин уже отобрал из банков первую пятерку маркетмейкеров. Ими стали "ИНГ Банк Украина", Ощадбанк, УкрСиббанк, "Райффайзенбанк Аваль" и Укргазбанк. Следующий конкурс состоится 10 сентября (всего планируется отобрать 16 финучреждений). Эксперты считают, что первичными дилерами фактически могут быть все банки первой двадцатки. Однако, скорее всего, эту роль правительство уготовило прежде всего государственным и национализированным банкам, которые смогут обеспечить Минфину размещение не менее трети объема всех выпусков ОВГЗ.
Но, пожалуй, наиболее интересным ноу-хау правительства в части оптимизации управления госдолгом стало другое: в начале августа правительство упростило процедуру привлечения мелких займов местными бюджетами. Согласно постановлению Кабмина (№865), они теперь смогут без согласования с Минфином одалживать суммы, не превышающие 25% среднегодовых поступлений в соответствующий бюджет за три последних года.
Совершенно очевидно, что эти средства будут расходоваться на выплаты зарплат бюджетникам и расчеты с поставщиками энергоносителей. И это притом, что соответствующие расходы целиком и полностью лежат на государственной казне. Таким образом, команда Юлии Тимошенко фактически переложила на местные власти часть ответственности по выполнению социальных обязательств, тем самым уменьшив плановые расходы госбюджета.
Главная проблема заключается в том, что Кабмин в ближайшем будущем будет одалживать средства не только для того, чтобы рассчитываться по "старым" долгам. Даже нынешний затяжной кризис не научил власть жить по средствам. Перманентные выборы заставляют ее и в нынешней ситуации задабривать электорат социальными подачками. Спикер Владимир Литвин уже пообещал, что одним из первых вопросов, которые Верховная Рада рассмотрит, вернувшись с каникул, будет повышение минимальных зарплат и прожиточного минимума. Хотя состояние казны явно не располагает к такой щедрости. Это означает, что правительству придется увеличивать размеры заимствований, с которыми казна однажды может и не справиться.
http://mirkvartir.ua/
|