Состояние отечественного ритейла, как продовольственного, так и непродовольственного, в нынешнем кризисном году уже не раз становилось предметом исследований БИЗНЕСа. Следует отметить, что проблемы у продавцов продуктов питания, электроники, бытовой техники и одежды в этот период оказались очень похожими. Необходимость обслуживания кредитных обязательств, отсутствие кредитования, проблемы расчета с поставщиками, высокие арендные ставки на фоне падения покупательной способности населения и снижения объемов продаж — вот далеко не полный перечень проблем, объединяющих ритейлоров разных направлений. Напомним, что падение объемов продаж на рынке продуктового ритейла в первом полугодии 2009 г., по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., составило 15-20% (см. БИЗНЕС №36 от 07.09.09 г., стр.59-61). Продажи электронной техники в зависимости от товарной группы за этот же период сократились на 30-70% (см. БИЗНЕС №35 от 31.08.09 г., стр.56-59). “Поддержали” коллег и продавцы одежды: реализация в январе — августе 2009 г. у них сократилась на 25-30% в натуральном выражении (см. БИЗНЕС №39 от 28.09.09 г., стр.67, 68). Справедливости ради нужно сказать, что первоначальные попытки сетевой розницы (прежде всего продовольственной) решить свои финансовые проблемы не отличались особой изобретательностью. Ритейлоры пытались выживать за счет товарных кредитов, увеличивая отсрочки платежей поставщикам, что не стабилизировало ситуацию, а еще больше накалило отношения между поставщиками и ритейлом (см. БИЗНЕС №20 от 18.05.09 г., стр.71-74). Поскольку особого выбора у сетевой розницы не было, она стала активно сокращать операционные издержки. Например, многим продуктовым ритейлорам удалось снизить логистические затраты с 10-15% до 3-5% в структуре общих затрат (см. БИЗНЕС №31 от 03.08.09 г., стр.48-50). Кроме того, розница начала активно оптимизировать ассортимент и увеличивать долю private lable (см. БИЗНЕС №30 от 27.07.09 г., стр.58-61). К концу лета сетям с большим или меньшим успехом удалось реструктурировать свои долги перед банками (см. БИЗНЕС №35 от 31.08.09 г., стр.26-29). Подвести итоги кризисного года и выработать стратегию поведения на ближайшее будущее 24 сентября в Киеве собрались на 4-м ежегодном форуме “Retail Forum’09” представители отечественного ритейла, крупные арендодатели, а также поставщики продукции. Говорили о перспективах сетевой торговли, об изменениях в управлении бизнес-процессами компаний, особенностях взаимоотношений в кризисный период арендодателей и арендаторов, производителей и торговцев.
Работа над ошибками В сущности, сказанное на мероприятии только подтвердило те тенденции, о которых уже рассказывал БИЗНЕС в своих публикациях на протяжении 2009 г. Хотя, безусловно, переосмысление ритейлом своих позиций и задач идет полным ходом. К примеру, отечественные сетевики, после провала их попыток получить от государства 4 млрд грн. на реструктуризацию кредитных обязательств, наконец поняли, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. “Переговоры с правительством о кредитовании ритейла так ничем и не закончились. Правительство нас не поддержало. Все розничные компании решали свои проблемы самостоятельно”, — прокомментировал ситуацию Игорь Баленко, председатель наблюдательного совета ЗАО “Фуршет” (г.Киев; с 1992 г.; реорганизовано в ЗАО в 1998 г.; 110 супермаркетов; 18 тыс.чел.; годовой оборот в 2008 г. — более $1,2 млрд). Кстати, поскольку единственный источник кредитования, доступный украинским ритейлорам сегодня, это западные банки, сетевая торговля активно изыскивает там возможности для получения кредитов. И, по словам ритейлоров, довольно успешно. Уже нескольким розничным компаниям такие кредиты получить удалось. Кроме того, на форуме ритейлоры признали собственные ошибки, допущенные во время экстенсивного развития рынка, и высказали намерение их исправить. На протяжении последних 4-5 лет розничные операторы были главным образом сосредоточены на увеличении количества магазинов. Они пытались “застолбить” как можно больше свободных мест, не особо уделяя внимание форматам и экономике процесса. Попросту говоря — денег никто не считал. “Экстенсивное развитие розницы с 2004 г. привело к огромному количеству ошибок. Формату не уделялось особое внимание, главное было быстрее “затарить” магазины. Сегодня ритейлоры сосредоточились на снижении операционных затрат”, — комментирует ситуацию Владимир Колодюк, президент холдинга Unitrade Group (г.Киев; розничная и оптовая торговля электроникой, коммерческая недвижимость, консалтинг, сервис; с 1994 г.).
Ассортиментная политика Отметим, что уменьшать операционные затраты ритейлоры как продовольственного, так и непродовольственного направлений стали посредством оптимизации ассортиментной линейки и концентрации на высокооборачиваемых товарах. Например, продавцы электроники отказываются от продажи бытовой техники и других сопутствующих товаров и полностью сосредотачиваются на торговле товарами профильного направления. “Мы начинали с продажи телефонов и компьютерной техники. Кризис напомнил нам, что это наши сильные стороны. Постепенно начали отказываться от бытовой техники и других менее свойственных нам товарных групп. Последние 2-3 месяца показали, что мы попали в точку. Так, по некоторым позициям товара мы даже начали испытывать некоторый дефицит”, — поясняет г-н Колодюк. На руку сыграло и то, что ритейлоры, специализирующиеся на продаже бытовой техники, тоже начали выводить из ассортимента такие товарные позиции, как телефоны и компьютерная техника, подчеркивает Владимир Колодюк. Оптимизируют ассортимент и продуктовые ритейлоры. Так, по словам Андрея Заболотного, директора по закупкам ЗАО “Фуршет”, в магазинах сети ассортимент сократился с 240 тыс. товарных позиций до 30 тыс. и в ближайшее время уменьшится еще в 3 раза. На полках остается доступный по цене, а значит, высокооборачиваемый товар. Тем не менее, говорит г-н Заболотный, подобная оптимизация асссортимента привела к увеличению среднего чека на 7%. Согласна с коллегой и Юлия Пузырева, директор по маркетингу и рекламе ООО “ЭКО” (г.Киев; с 2003 г.; сеть магазинов “ЭКО-маркет”; 7100 чел.). Она также полагает, что рецепт выживания на рынке в нынешних условиях — сужение и оптимизация ассортимента. Кроме прочего, по мнению г-жи Пузыревой, “уменьшение количества поставщиков снижает нагрузку как на коммерческий отдел, так и на отделы приемки товара непосредственно в магазинах”. Сейчас компания стремится сократить ассортимент на 30-40% и целенаправленно переходит в формат дискаунтера. Что же касается расширенного ассортимента, в котором присутствовали бы продукты деликатесной группы, то это, по мнению участников рынка, по крайней мере, на ближайшую перспективу, — удел специализированных сетей премиальной группы, ниша которых в Украине практически свободна. Естественно, не могут находиться в стороне от процесса и поставщики. Все они готовы пересматривать свои ассортиментные линейки, предлагая сетям более дешевые продукты. Таким образом, и здесь форум лишь подтвердил тенденции, описанные БИЗНЕСом в обзорах разных товарных групп. Пока непонятно, как долго будет сохраняться нынешняя кризисная ситуация с падением потребления и ступором банковской системы, диктующая нынешние изменения в рознице и обостряющая желание ритейлоров работать над ошибками. Возможно, завтра она изменится, кредиты снова потекут рекой, а значит, придет время делать новые ошибки.
Ольга Попова |