Аналитика и исследования коммерческой и жилой недвижимости Украины


Главная О компании Услуги компании Наши клиенты Реклама Контакты






Эра супермаркетов еще впереди?

2009-10-09 11:29:29

Эра супермаркетов еще впереди? Шаткая идиллия может в любой момент закончиться. Достаточно доллару подскочить до 15 гривен, стране объявить дефолт или перестать своевременно платить деньги бюджетникам, и люди возвратятся на базары.

Розничные торговые сети прекратили свой бурный рост, сконцентрировавшись в городах-миллионниках, областных и некоторых районных центрах. Главное - удержать хотя бы те торговые центры и магазины, которые были построены ранее.

О росте количества покупателей и сохранение докризисного среднего чека речь не идет. Программа-максимум - сохранить существующих клиентов, умеренные цены и широкий ассортимент продукции. Если с этими задачами торговые сети не справятся, то на рынок возвратятся базары, гастрономы и мини-маркеты.

Оптимизм торговцев растет

Шок, который пережили торговые сети в начале 2009 года, сменился оптимизмом. Представители розничных сетей считают, что худшие времена позади, и покупатели снова возвращаются в супермаркеты. Основания для этого оптимизма действительно есть.

Во-первых, сработали антикризисные меры. Зимой магазины резко сократили штат, освободив немало продавцов, технического персонала и офисных сотрудников. Это позволило сэкономить на зарплате. Остальным сократили оклады и увеличили штрафы.

Во-вторых, владельцы помещений снизили арендную плату для торговых точек, что существенно улучшило финансовое положение их клиентов.

В-третьих, торговые сети сократили ассортимент продукции, отказываясь от дорогих товаров, которые перестали пользоваться спросом.

В течение лета ситуация стабилизировалась. В частности, перестала падать сумма среднего чека в супермаркетах, а количество покупателей начало расти.

По данным Международного центра перспективных исследований, в течение марта-июля потребительские настроения населения понемногу повышались. Рост индекса потребительских настроений не означает, что население готово покупать больше. Тем не менее, это говорит о снижении пессимизма среди покупателей.

Такие завышенные ожидания привели к тому, что супермаркеты стали увеличивать штат сотрудников и улучшать ассортимент продукции, а владельцы торговых площадок - повышать арендные ставки.

Впрочем, говорить о выходе области из кризиса пока рано. Достаточно вспомнить, что валовой внутренний продукт страны за первое полугодие достигоколо 400 миллиардов гривен, тогда как совокупный внешний долг - 100 млрд долларов.

В таких условиях нельзя надеяться на потребительский бум. Плохие показатели и в торговле. По данным Госкомстата, оборот розничной торговли за январь-август упал на 20%.

Очевидно, что торговцы приняли за конец кризиса летнюю покупательскую активность и массовое "проедание" собственных депозитов, которые банки стали понемногу возвращать. Подслащивает горькую пилюлю и государство, которое удерживает покупательную способность бедных слоев населения за счет скрытой эмиссии.

Однако эта шаткая идиллия может в любой момент закончиться. Достаточно доллару подскочить до 15 гривен, стране объявить дефолт или перестать вовремя выплачивать деньги работникам бюджетной сферы.

Тогда люди забудут дорогу к дорогим и ярким "маркетам" и вернутся на дешевые базары и в гастрономы, на которые приходится треть продовольственного товарооборота. Магазины техники, автосалоны и бутики вообще ожидает долгое небытие.

Арендная политика как источник конфликтов

О трудностях в "датском королевстве" свидетельствуют острые отношения между владельцами торговых центров и арендаторами. Хозяева отказывались снижать ставки и даже их повышали.

Едва ли не впервые ТЦ стали покидать "якорные" арендаторы - компании, ради которых и идут покупатели к торговому центру. Ушли с рынка сети "Домотехника", "О'Кей" и "Вестер". Владельцы "Большой ложки" (тоже уже продана - прим. All Retail), "Евы", "Амстора" пытаются продать бизнес из-за финансовых проблем.

На грани разорения те, кто занимался исключительно продажей техники для дома. За год реализация продукции упала на 70%. Люди отказывались от приобретения не очень нужных вещей, предпочтя еду и одежду.

Частично "якоря" удалось заменить. Так, вместо сети "О'Кей" пришел французский "Ашан", а "Эльдорадо" выборочно займет места "Домотехники". Впрочем, ожидаемое падение количества посетителей может привести к исчезновению "якорных" арендаторов. Тогда привлечь покупателей будет намного сложнее.

И если с "якорями" пытаются договориться, то с обычными арендаторами все сложнее. Основная причина конфликтов - форма расчетов. Владельцы требуют платить в долларах по рыночному курсу. Арендаторы хотят фиксированных цен в гривне и скидок на уровне 20%. Никто не хочет уступать. В таких условиях теряют все.

За последние восемь лет аренда торговой недвижимости выросла в пять раз. Наиболее существенно, на 60-70%, в 2009 году упали ставки в "неудачных" торговых центрах, которые далеко расположены и не имеют удобной парковки, а также в областных ТЦ.

Удобные для покупателей торговые центры снизили ставки лишь на 20-30%. Вместе с тем, места в строящихся объектах, подешевели вдвое.

По мнению экспертов, для удержания покупателей арендаторы и арендодатели должны достичь компромисса. Директор по коммерческой недвижимости компании "Панорама Групп" Алексей Струлев считает, что арендные ставки должны быть прозрачными. Арендатор должен знать, как формируется цена, и на что расходуются средства.

Представитель управляющей компании "Террис" Евгений Кузик предлагает владельцам перевести арендаторов на фиксированную ставку плюс процент с оборота. По мнению специалиста, это заставит стороны совместно работать над увеличением притока клиентов.

Цены и ассортимент

В таких условиях торговцы пытаются удержать покупателя низкими ценами и скидками, изучают опыт своих американских и европейских коллег.

"Динамику продаж там проверяют каждый час. В отделах, где выручка незначительная, сокращают количество консультантов, также переходят на почасовую оплату труда продавцов, что позволяет экономить, не теряя на качестве услуг", - рассказала руководитель департамента компании DTZ Наталья Стельмах.

По ее словам, сетям следует пересмотреть систему скидок и товарное предложение. Скажем, на Западе отказываются от дорогостоящей упаковки, уменьшают ее размер и количество товара в нем. Скидки делают на самые ходовые товары - сахар, яйца, чай, хлеб. Низкие цены на них привлекают покупателя, который берет и другие продукты.

"В таких условиях следует продолжить рекламу, ведь покупатель теряет лояльность к бренду и выбирает товар по признаку цены", - считает эксперт.

В случае обострения кризиса полки будут оставлять, прежде всего, импортные товары, в том числе и продовольственные. Через высокий курс иностранных валют в магазинах станет меньше импортных фруктов, рыбы, алкоголя и кондитерских изделий.

Кто воцарится в ритейле

Безусловно, в жесткой ценовой борьбе выживут не все. Сейчас инвестиции в один супермаркет составляют 2-3 миллиона долларов, открытие "магазина у дома" оценивается в 200-300 тысяч долларов.

Излишне говорить, как быстро растут расходы на коммунальные услуги и эксплуатацию. Поэтому удерживать эти объекты смогут крупные компании. Именно они способны уменьшить затраты при помощи систем электронного управления и сберегательных технологий.

Сейчас рынок очень разбросанный, на нем работает около 120 операторов. По данным GT Partners Ukraine, совокупная доля десяти крупнейших операторов продовольственного сектора Украины достигает 19%, тогда как в Венгрии - 88%, Словении - 99%. В Великобритании первая пятерка держит 86% рынка, Германии - 65%.

В первой десятке продовольственного сектора Украины находится лишь один иностранный оператор - Metro. Доля иностранных торговых сетей в продуктовом розничном товарообороте достигает 14,2%, при том, что в стране действуют всего пять иностранных компаний - Metro Group, Billa, Auchan, X5 Retail Group и Spar.

По прогнозам аналитиков, в ближайшие один-два года революционных изменений в ритейле не произойдет. Свои позиции могут укрепить лишь отдельные игроки - Fozzy, "Украинский ритейл", "АТБ" и международные компании.

Концентрация происходит медленно - путем выхода с рынка локальных игроков и переходом их площадей до крупных компаний. Слияние небольших структур маловероятно, поскольку украинские бизнесмены вряд ли разделят управление.

"Мы ожидаем более агрессивной политики со стороны западноевропейских ритейлеров и менее агрессивной - со стороны российских. Последние, наученные горьким опытом своих прошлых попыток, сейчас ведут довольно сдержанную стратегию по выходу на украинский рынок", - говорит генеральный директор GT Partners Ukraine Игорь Гугля.

По словам эксперта, у западных ритейлеров есть много преимуществ, даже по сравнению с их российскими коллегами. Отработанная годами схема входа на новые рынки, большое внимание к процессу обслуживания покупателей, значительные инвестиции в развитие сети позволяют операторам диктовать условия и конкурентам, и поставщикам.

Используя доступ к дешевым займам, западноевропейские ритейлеры могут продавать большое количество ассортиментных позиций с нулевой наценкой, завоевывая кошельки местных жителей и "убивая" местных конкурентов - даже ценой собственной убыточности в первые годы присутствия на рынке.

Украинским операторам в перспективе останутся разве что "магазины у дома" с оборотом 30-60 миллионов долларов в год. Для многих иностранцев это слишком мало, чтобы выходить на этот рынок.

Супермаркет или базар?

Более 40% продовольственного товарооборота Украины приходится на супермаркеты, которые доминируют в крупных городах. По сравнению с докризисным временам, возросла доля гипермаретив и дискаунтеров - до 17% и 13%. Именно эти торговые заведения могут активно воспользоваться кризисом и начать контролировать рынок.

Если предложить низкие цены, то можно получить лояльность бедных слоев населения, и за счет большого товарооборота стать хозяином ритейл-бизнеса.

"Мы ожидаем роста доли дискаунтеров, поскольку этот формат в Украине пока находится на начальной стадии развития. В формате "жесткий дискаунтер" сейчас не работает ни один украинский оператор", - говорит Игорь Гугля.

При этом второе дыхание получили рынки, и не только в небольших городах, а в Киеве и других мегаполисах. Мотивация потребителя поняла: здесь не надо стоять в очередях и меньше соблазна набрать больше товаров. "С начала 2009 года роль базаров возросла", - говорит управляющий партнер GT Partners Ukraine Александр Тимофеев.

В общем, добавляет он, лояльность к рынкам формируется за счет жителей райцентров и малых городов. "Если экономический кризис будет продолжаться, роль базаров возрастет, но этот процесс будет временным - возврат к состоянию отрасли в формате 1990 не будет уже никогда", - убежден эксперт.

Сергей Чигир

http://allretail.com.ua/

Поиск

Подписка

Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья
Готовые исследования, обзоры
Новости, статьи и аналитика
RSS-лента (новости, статьи и аналитика)
RSS-лента (Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья)
RSS-лента (Готовые исследования, обзоры)