2009-10-09 11:29:29
Шаткая идиллия может в любой момент закончиться. Достаточно доллару подскочить до 15 гривен, стране объявить дефолт или перестать своевременно платить деньги бюджетникам, и люди возвратятся на базары.
Розничные торговые сети прекратили свой бурный рост, сконцентрировавшись в городах-миллионниках, областных и некоторых районных центрах. Главное - удержать хотя бы те торговые центры и магазины, которые были построены ранее.
О росте количества покупателей и сохранение докризисного среднего чека речь не идет. Программа-максимум - сохранить существующих клиентов, умеренные цены и широкий ассортимент продукции. Если с этими задачами торговые сети не справятся, то на рынок возвратятся базары, гастрономы и мини-маркеты.
Оптимизм торговцев растет
Шок, который пережили торговые сети в начале 2009 года, сменился оптимизмом. Представители розничных сетей считают, что худшие времена позади, и покупатели снова возвращаются в супермаркеты. Основания для этого оптимизма действительно есть.
Во-первых, сработали антикризисные меры. Зимой магазины резко сократили штат, освободив немало продавцов, технического персонала и офисных сотрудников. Это позволило сэкономить на зарплате. Остальным сократили оклады и увеличили штрафы.
Во-вторых, владельцы помещений снизили арендную плату для торговых точек, что существенно улучшило финансовое положение их клиентов.
В-третьих, торговые сети сократили ассортимент продукции, отказываясь от дорогих товаров, которые перестали пользоваться спросом.
В течение лета ситуация стабилизировалась. В частности, перестала падать сумма среднего чека в супермаркетах, а количество покупателей начало расти.
По данным Международного центра перспективных исследований, в течение марта-июля потребительские настроения населения понемногу повышались. Рост индекса потребительских настроений не означает, что население готово покупать больше. Тем не менее, это говорит о снижении пессимизма среди покупателей.
Такие завышенные ожидания привели к тому, что супермаркеты стали увеличивать штат сотрудников и улучшать ассортимент продукции, а владельцы торговых площадок - повышать арендные ставки.
Впрочем, говорить о выходе области из кризиса пока рано. Достаточно вспомнить, что валовой внутренний продукт страны за первое полугодие достигоколо 400 миллиардов гривен, тогда как совокупный внешний долг - 100 млрд долларов.
В таких условиях нельзя надеяться на потребительский бум. Плохие показатели и в торговле. По данным Госкомстата, оборот розничной торговли за январь-август упал на 20%.
Очевидно, что торговцы приняли за конец кризиса летнюю покупательскую активность и массовое "проедание" собственных депозитов, которые банки стали понемногу возвращать. Подслащивает горькую пилюлю и государство, которое удерживает покупательную способность бедных слоев населения за счет скрытой эмиссии.
Однако эта шаткая идиллия может в любой момент закончиться. Достаточно доллару подскочить до 15 гривен, стране объявить дефолт или перестать вовремя выплачивать деньги работникам бюджетной сферы.
Тогда люди забудут дорогу к дорогим и ярким "маркетам" и вернутся на дешевые базары и в гастрономы, на которые приходится треть продовольственного товарооборота. Магазины техники, автосалоны и бутики вообще ожидает долгое небытие.
Арендная политика как источник конфликтов
О трудностях в "датском королевстве" свидетельствуют острые отношения между владельцами торговых центров и арендаторами. Хозяева отказывались снижать ставки и даже их повышали.
Едва ли не впервые ТЦ стали покидать "якорные" арендаторы - компании, ради которых и идут покупатели к торговому центру. Ушли с рынка сети "Домотехника", "О'Кей" и "Вестер". Владельцы "Большой ложки" (тоже уже продана - прим. All Retail), "Евы", "Амстора" пытаются продать бизнес из-за финансовых проблем.
На грани разорения те, кто занимался исключительно продажей техники для дома. За год реализация продукции упала на 70%. Люди отказывались от приобретения не очень нужных вещей, предпочтя еду и одежду.
Частично "якоря" удалось заменить. Так, вместо сети "О'Кей" пришел французский "Ашан", а "Эльдорадо" выборочно займет места "Домотехники". Впрочем, ожидаемое падение количества посетителей может привести к исчезновению "якорных" арендаторов. Тогда привлечь покупателей будет намного сложнее.
И если с "якорями" пытаются договориться, то с обычными арендаторами все сложнее. Основная причина конфликтов - форма расчетов. Владельцы требуют платить в долларах по рыночному курсу. Арендаторы хотят фиксированных цен в гривне и скидок на уровне 20%. Никто не хочет уступать. В таких условиях теряют все.
За последние восемь лет аренда торговой недвижимости выросла в пять раз. Наиболее существенно, на 60-70%, в 2009 году упали ставки в "неудачных" торговых центрах, которые далеко расположены и не имеют удобной парковки, а также в областных ТЦ.
Удобные для покупателей торговые центры снизили ставки лишь на 20-30%. Вместе с тем, места в строящихся объектах, подешевели вдвое.
По мнению экспертов, для удержания покупателей арендаторы и арендодатели должны достичь компромисса. Директор по коммерческой недвижимости компании "Панорама Групп" Алексей Струлев считает, что арендные ставки должны быть прозрачными. Арендатор должен знать, как формируется цена, и на что расходуются средства.
Представитель управляющей компании "Террис" Евгений Кузик предлагает владельцам перевести арендаторов на фиксированную ставку плюс процент с оборота. По мнению специалиста, это заставит стороны совместно работать над увеличением притока клиентов.
Цены и ассортимент
В таких условиях торговцы пытаются удержать покупателя низкими ценами и скидками, изучают опыт своих американских и европейских коллег.
"Динамику продаж там проверяют каждый час. В отделах, где выручка незначительная, сокращают количество консультантов, также переходят на почасовую оплату труда продавцов, что позволяет экономить, не теряя на качестве услуг", - рассказала руководитель департамента компании DTZ Наталья Стельмах.
По ее словам, сетям следует пересмотреть систему скидок и товарное предложение. Скажем, на Западе отказываются от дорогостоящей упаковки, уменьшают ее размер и количество товара в нем. Скидки делают на самые ходовые товары - сахар, яйца, чай, хлеб. Низкие цены на них привлекают покупателя, который берет и другие продукты.
"В таких условиях следует продолжить рекламу, ведь покупатель теряет лояльность к бренду и выбирает товар по признаку цены", - считает эксперт.
В случае обострения кризиса полки будут оставлять, прежде всего, импортные товары, в том числе и продовольственные. Через высокий курс иностранных валют в магазинах станет меньше импортных фруктов, рыбы, алкоголя и кондитерских изделий.
Кто воцарится в ритейле
Безусловно, в жесткой ценовой борьбе выживут не все. Сейчас инвестиции в один супермаркет составляют 2-3 миллиона долларов, открытие "магазина у дома" оценивается в 200-300 тысяч долларов.
Излишне говорить, как быстро растут расходы на коммунальные услуги и эксплуатацию. Поэтому удерживать эти объекты смогут крупные компании. Именно они способны уменьшить затраты при помощи систем электронного управления и сберегательных технологий.
Сейчас рынок очень разбросанный, на нем работает около 120 операторов. По данным GT Partners Ukraine, совокупная доля десяти крупнейших операторов продовольственного сектора Украины достигает 19%, тогда как в Венгрии - 88%, Словении - 99%. В Великобритании первая пятерка держит 86% рынка, Германии - 65%.
В первой десятке продовольственного сектора Украины находится лишь один иностранный оператор - Metro. Доля иностранных торговых сетей в продуктовом розничном товарообороте достигает 14,2%, при том, что в стране действуют всего пять иностранных компаний - Metro Group, Billa, Auchan, X5 Retail Group и Spar.
По прогнозам аналитиков, в ближайшие один-два года революционных изменений в ритейле не произойдет. Свои позиции могут укрепить лишь отдельные игроки - Fozzy, "Украинский ритейл", "АТБ" и международные компании.
Концентрация происходит медленно - путем выхода с рынка локальных игроков и переходом их площадей до крупных компаний. Слияние небольших структур маловероятно, поскольку украинские бизнесмены вряд ли разделят управление.
"Мы ожидаем более агрессивной политики со стороны западноевропейских ритейлеров и менее агрессивной - со стороны российских. Последние, наученные горьким опытом своих прошлых попыток, сейчас ведут довольно сдержанную стратегию по выходу на украинский рынок", - говорит генеральный директор GT Partners Ukraine Игорь Гугля.
По словам эксперта, у западных ритейлеров есть много преимуществ, даже по сравнению с их российскими коллегами. Отработанная годами схема входа на новые рынки, большое внимание к процессу обслуживания покупателей, значительные инвестиции в развитие сети позволяют операторам диктовать условия и конкурентам, и поставщикам.
Используя доступ к дешевым займам, западноевропейские ритейлеры могут продавать большое количество ассортиментных позиций с нулевой наценкой, завоевывая кошельки местных жителей и "убивая" местных конкурентов - даже ценой собственной убыточности в первые годы присутствия на рынке.
Украинским операторам в перспективе останутся разве что "магазины у дома" с оборотом 30-60 миллионов долларов в год. Для многих иностранцев это слишком мало, чтобы выходить на этот рынок.
Супермаркет или базар?
Более 40% продовольственного товарооборота Украины приходится на супермаркеты, которые доминируют в крупных городах. По сравнению с докризисным временам, возросла доля гипермаретив и дискаунтеров - до 17% и 13%. Именно эти торговые заведения могут активно воспользоваться кризисом и начать контролировать рынок.
Если предложить низкие цены, то можно получить лояльность бедных слоев населения, и за счет большого товарооборота стать хозяином ритейл-бизнеса.
"Мы ожидаем роста доли дискаунтеров, поскольку этот формат в Украине пока находится на начальной стадии развития. В формате "жесткий дискаунтер" сейчас не работает ни один украинский оператор", - говорит Игорь Гугля.
При этом второе дыхание получили рынки, и не только в небольших городах, а в Киеве и других мегаполисах. Мотивация потребителя поняла: здесь не надо стоять в очередях и меньше соблазна набрать больше товаров. "С начала 2009 года роль базаров возросла", - говорит управляющий партнер GT Partners Ukraine Александр Тимофеев.
В общем, добавляет он, лояльность к рынкам формируется за счет жителей райцентров и малых городов. "Если экономический кризис будет продолжаться, роль базаров возрастет, но этот процесс будет временным - возврат к состоянию отрасли в формате 1990 не будет уже никогда", - убежден эксперт.
Сергей Чигир
http://allretail.com.ua/
|