2009-10-19 16:02:31
В Украине появилась новая услуга — коворкинг, то есть сдача в аренду офисных рабочих мест.
Дизайнер Светлана Вошрикова осталась без работы в канун зимних праздников. Выручали деньги, которые она зарабатывала фрилансером. Первые пару недель после вынужденного безделья Светлана работала почти круглосуточно, сидя дома за ноутбуком. Затем начались проблемы с самоорганизацией — утро начиналось все позже, а конец рабочего дня наступал все раньше. Кроме того, появились бесконечные перерывы на чай. Все это сразу же отразилось на заработках.
«Сложно себя заставить работать дома, где есть быт, холодильник… Дошло до того, что я заводила будильник на семь утра, вставала, надевала костюм, красилась, обувала туфли и походкой «от бедра» дефилировала на кухню к ноуту», — со смехом вспоминает Светлана. Поэтому предложение коллеги поработать в коворкинг-центре, где отсутствует расслабляющий домашний уют, она восприняла с энтузиазмом.
Индивидуальный офис
Понятие коворкинг-центр (co-working – совместная работа, англ.) ввел американский программист Бред Ньюберг в 2005 году. Он арендовал помещение в офисном здании и предложил места в субаренду таким же фрилансерам, как он сам. Идея совместной работы быстро получила распространение, и сегодня, по данным coworking.pbworks.com, в мире насчитывает около 400 коворкинг-центров. Основными потребителями «коммунальных офисов» являются фрилансеры: IT-специалисты, дизайнеры, риелторы, юристы, иногда бухгалтеры.
По словам директора харьковского коворкинг-центра «Х1» Валерия Быканова, основная задача этого вида бизнеса — не сдача офиса «по метрам», а предоставление рабочего места. «Не только стол со стулом, но и доступ к интернету, принтер, ксерокс и пр. », — описывает он предмет аренды. Кроме рабочей зоны, в коворкинг-центре может располагаться комната для переговоров, кухня и, желательно, помещение для отдыха.
В Украине первые подобные офисы появились в прошлом году. Однако пионеры — киевские «Вулык» и «Первый офис» — закрылись примерно через полгода после старта. Сегодня «Эксперту» удалось обнаружить в стране пять классических коворкинг-цетров: харьковский «Х1», днепропетровский «Коровка», кременчугский QB, столичные STATUS и «Голосеевский». Кроме того, в Киеве работает международная компания Regus Group, которая имеет сеть из 1000 офисов в 75 странах мира. Однако она не причисляют себя к операторам классического коворкинга, так как ориентирована на корпоративных клиентов, которые, приезжая куда-либо в командировку, могут снять на пару дней офис со знакомым уже сервисом, который шире, нежели у обычного коворкинг-центра. Например, там может предоставляться услуга видеоконференций. Обычным фрилансерам места там, как правило, не по карману.
Существует еще множество проектов создания коворкинг-центров и подобных им организаций, но наиболее любопытным выглядит «Итака», который уже возводится в Крыму. Отдельностроящее пятиэтажное здание на берегу Черного моря, сложно назвать классическим коворинг-центром. Оно ближе к пансионату, который включает в себя коворкинг-центр. Жить можно в одной из 12 комнат, каждая из которых рассчитана на двух-трех человек, а работать — в общем зале, оснащенном всей необходимой техникой. «Целевой аудиторией для Домега (т. е. «домика» в переводе с сетевого жаргона. — «Эксперт») являются люди, заинтересованные в жизни вне города в течение более длительного, чем обыкновенный отпуск, срока. Люди не праздные, но работающие удалено и увлеченные своей работой», — сказано на сайте «Итаки».
Розничные цены офисов
Многие коворинг-центры работают по схеме субаренды, то есть снимают офис большой площади, а затем разбивают на рабочие места и сдают в розницу. В единичных случаях офисное здание нахдится в собственности создателя коворинг-центра.
Аренда рабочего места в коворинг-центре стоит 0,5—1 тыс. гривен в месяц в регионах и 2 тыс. в Киеве. «Раньше у нас все рабочие места стоили тысячу гривен, но затем мы дифференцировали оплату: в комнате, где девять рабочих мест, цена составляет 800 гривен в месяц, а где шесть — тысячу», — рассказывает Быканов. За аренду зала для переговоров клиенты платят отдельно.
В киевском коворинг-центре «Голосеевский» в пакет услуг расширен до девяти пунктов. Например, можно снять не только рабочее место, но и отдельный кабинет. Цена за переговорную комнату составляет 100 гривен с человека в сутки, постоянное рабочее место в кабинете для десяти человек — 1000 гривен/чел в месяц. Вообще же цена зависит от многих факторов: постоянное или «плавающее» рабочее место, аренда каждый день или только в определенное время по часам/дням/неделям/месяцам и т.д.
В некоторых коворкинг-центрах есть такая интересная услуга, как виртуальный офис. За 500 гривен в месяц можно получить юридический почтовый адрес и городской телефонный номер в Киеве. На звонки отвечает секретарь, она же обрабатывает бизнес-почту заказчика. «В основном, это ориентировано на иностранцев, которые открывают в Украине свое представительство, но не видят смысла в постоянной аренде офиса», — рассказывает директор коворкинг-центра «Голосеевский» Елена Черная.
В Regus Group стоимость услуг выше — от 100 евро в месяц. Кроме того, там каждая услуга оплачивается отдельно.
Интересует качественная офисная мебель для руководителя и персонала? Тогда мы вам советуем обратиться в компанию нашего партнера - на сайт http://shatura-office.ru/. Огромнный ассортимент по невероятно низким ценам!
|