На фоне шатающихся от кризиса банков кредитные союзы смотрятся неплохо – и одалживают, и вклады сохраняют. Но это не касается КС «Лыбидь», который перестал выплачивать проценты еще в ноябре 2008-го, а затем пропал. Вкладчики подают в суды, заемщики все больше смахивают на подставных лиц. Среди обманутых 1286 вкладчиков – 565 киевлян.
– 12 мая 2008 года я подписал договор №90/2008 о внесении на депозитный счет в КС «Лыбидь» 156 тыс. грн. После многочисленных просьб главы правления КС Рады Трофимовой 24 сентября 2008-го я вложил еще 14 тыс. – тоже на 18 месяцев, – рассказывает киевлянин Николай Медведенко. – Но уже с ноября союз перестал выплачивать проценты, затем исчез с юридического адреса. Мой вклад – 170 тыс. грн, проценты – еще 20 тыс. 3 сентября этого года я обратился в суд, и прокуратура Голосеевского района возбудила уголовное дело.
Эти деньги Николай Медеведенко копил много лет, трудясь на очень даже полезных государству работах: возглавлял центр швейцарско-американской корпорации измерительных приборов и систем на Украине Mettler Toledo, которая занималась предоставлением услуг Госказначейству НБУ и Минфину. Николаю Федоровичу 78 лет. Практически все сбережения на старость – пропали.
На счетах союза осталось 300 грн
На совести у «Лыбеди» – 12 млн грн вкладов, с процентами – почти 15 млн. На счетах, по информации вкладчиков, – всего 300 грн.
Члены КС – 1286 человек со всей Украины. Из них 565 – числятся по Киеву, 300 – с киевской пропиской. Для того чтобы принять коллективное решение об обращении к власти или подаче в суд, нужно созвать собрание, которое по закону будет считаться действительным при явке минимум 50%. В данный момент инициативная группа вкладчиков занимается тем, что навещает других членов КС и приглашает их на собрания.
Предлагают также и два документа на подпись: один – доверенность на право голоса, если сами являться не желают, второй – на выход из КС. Результаты удивляют: на участке Николая Медведенко, к примеру, одна из заемщиц говорит… что ничего знать не знает о КС. А другая ни посещать собрания, ни подписывать заявление о выходе не собирается.
Некоторые члены КС в регионах по телефону отрицают свое членство. Есть такие, кто считает звонок грубой шуткой, и в гневе вешают трубку…
Все говорит о том, что у «Лыбеди» могли быть подставные члены-заемщики, а деньги вкладчиков на самом деле уходили в чей-то карман.
«Это могла быть финансовая пирамида…»
По данным ГУ статистики в Киеве по состоянию на 15 сентября 2009 года КС «Лыбидь» зарегистрирована по адресу ул. Владимирская, 67. Сейчас там нет даже вывески.
По словам президента Национальной ассоциации кредитных союзов Петра Козинца, «Лыбидь» никогда не входил в их состав:
– Про «Лыбидь» я слышал давно. Говорили, непонятно что там происходит. Допускаю, что это могла быть финансовая пирамида. Не нужно винить в произошедшем кризис: около 25% союзов в этом году даже показали небольшой рост. Лишь 10% оказались в сложной ситуации. Некоторые – из-за того, что рисковали, давали большие суммы в долг или обещали слишком заманчивые проценты. Позиция их всегда была шаткой. А вот вторая половина «союзов в беде» – это совсем другая история.
Вклады не вернут?
В НАКС нет гарантирования вкладов, но есть Стабилизационный фонд – поддерживает КС, не допуская банкроства. Но поскольку «Лыбидь» не входила в ассоциацию, то спасать ее было некому. Фонд, кстати, насчитывает 9 млн грн, этого хватит для союза среднего размера.
В еще одной «союзной» организации – Всеукраинской ассоциации КС – «Лыбидь» тоже не числится.
– Существует программа защиты вкладов, в которую входит 43 КС из 820. «Лыбеди» среди них нет, – говорит исполнительный директор ВАКС Лина Савельева. – Гарантируются только вклады участников Программы. Законопроект о создании госфонда гарантирования вкладов для членов КС мы подавали на рассмотрение в Кабмин, но пока безрезультатно».
P.S. Получается, что «Лыбидь» нигде не числилась и гарантий по ней никаких. Тем временем, пока идет расследование, председатель наблюдательного совета Сиренко успел уволить главу правления «Лыбеди» Раду Трофимову. Хотя ее избирают и снимают на общем собрании. Теперь вкладчикам и спросить не с кого… |
|