2009-10-27 10:50:50
Потребительские настроения украинцев начали улучшаться только в августе, но дали о себе знать уже спустя месяц. В стране растут продажи бытовой техники, мобильных телефонов и автомобилей. Эксперты прогнозируют бум продаж – 2009 на ноябрь и декабрь, пишет «Сейчас»
Почти как до кризиса
Первые признаки докризисной жизни начали возвращаться в Украину. И возвращается именно то, что, по мнению большинства аналитиков, стало причиной усугубления экономической ситуации – потребительские кредиты. Недавно интернет-газета «Сейчас» писала, что от 30% до половины кредитов в украинских банках – «проблемные», то есть имеют все шансы остаться неоплаченными. В основном это – займы на приобретение товаров. И что же банки – снова наступают на те же грабли?
Супермаркеты «Эльдорадо» и «Фокстрот» рекламируют нулевые кредиты на свои товары. Стиральные машинки и пылесосы вновь раздают без справки о доходах. Но, обжегшись на молоке, дуют и на воду. Массовой раздачи благ уже не будет. В сервисном центре супермаркета «Фокстрот» изданию объяснили, что товары в кредит – временная акция, которая заканчивается в конце недели, а желающему в ней поучаствовать необходимо самому оплатить 30% покупки.
К тому же беспроцентный кредит – рекламная утопия, утверждает аналитик «Простобанк Консалтинг» Владимир Паюк. «Эффективные ставки по таким кредитам составляют порядка 80% годовых, тогда как год-полтора назад в среднем «реальные» ставки по таким ссудам составляли 50-55%», – рассказал он. За счет новых дорогих «хороших» кредитов банки пытаются перекрыть часть старых и «плохих». По данным «Простобанк Консалтинг», получить потребительский кредит можно только в семи банках. Основная часть ссуд – кратковременные, на полгода-год.
Ссуда от производителя
Флагманом по предоставлению кредитов в Украине считается автомобильный рынок. Ссуды на приобретение нового средства передвижения банки начали выдавать еще летом, когда о выходе из кризиса не было и речи. Если в июле такие кредиты выдавали семь банков, то сейчас их уже 12.
Активное кредитование стало стимулом роста продаж на этом рынке. Даже в июле, который для авторынка традиционный «несезон», продажи выросли на 16%. Автодилеры не сомневаются в росте продаж и в дальнейшем. Свидетельство тому – открытие только за текущий месяц двух новых автосалонов – Infiniti и Suzuki.
Но автомобильного бума, который охватил Украину в 2007-2008 годах, больше не будет, уверен директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко. «Рынок восстановится на докризисном уровне через пять-шесть лет», – заявил он. Более того – как и в рознице, необеспеченных кредитов больше давать не будут, займы нынче дорогие и с обязательным первоначальным взносом. Но на рынке наметилась новая, неизвестная доселе, тенденция – кредитовать покупателя будут не банки, а сами производители автомобилей. «Производитель может свернуть производство, но в таком случае снижается рентабельность. Машины становятся «золотыми», цена их растет, а продажи падают. А можно не сворачивать производство и самому выдавать кредиты», – говорит г-н Назаренко. Уже сейчас несколько представителей крупных автокомпаний в Украине предоставляют кредиты на приобретение своей продукции, а к весне, по прогнозам эксперта, эта тенденция станет массовой.
Спрос накопился
Возобновление кредитования и активности покупателей – это еще не окончание кризиса, а лишь сезонное явление, утверждают специалисты. Это отчасти результат улучшения потребительских настроений в августе. «Спрос откладывался. Люди ждали очередного экономического обвала ближе к осени. Но отложенный спрос превысил некий допустимый уровень, и украинцы поняли, что пришло время потратить определенное количество накопленных денег», – объяснил директор Международной маркетинговой группы Дмитрий Роденко. По его мнению, одной из решающих причин того, что люди вновь отправились в магазины за покупками, стала относительная стабильность валютного курса на протяжении последнего месяца.
По прогнозам г-на Роденко, покупательская активность украинцев будет увеличиваться до января. Ноябрь-декабрь – традиционное время предновогодних покупок. В дальнейшем судьба этой антикризисной тенденции будет зависеть от множества факторов. Традиционный спад продаж в январе-феврале совпадет с президентскими выборами и периодом неопределенности. Кроме того, на настроения покупателей будет влиять факт выдачи или невыдачи кредита МВФ и, как следствие, стабильность курса доллара к гривне. С учетом всех этих факторов торговые сети и супермаркеты объявляют о кредитах, распродажах и скидках в надежде заманить к себе побольше покупателей, пока они снова не передумали тратить деньги.
http://www.seychas.com.ua
|