Аналитика и исследования коммерческой и жилой недвижимости Украины


Главная О компании Услуги компании Наши клиенты Реклама Контакты






Аналитика. Рынок ритейла в разрезе регионов

2009-11-03 11:24:42

Аналитика. Рынок ритейла в разрезе регионов Локальные и национальные сети продовольственного ритейла остаются в 2009 году главными движущими силами развития украинской розничной торговли. Низкая обремененность кредитами позволила локальным операторам в текущем году больше, чем региональным и международным, наращивать товарооборот и открывать новые магазины

Таковы результаты исследования консалтинговой компании GT Partners Ukraine, текстом которого располагает ЛІГАБізнесІнформ. 

Классификация операторов 

Согласно GT Partners Ukraine, на сегодня в Украине осуществляют свою деятельность 8 национальных операторов (торговых сетей, которые присутствуют в 4-5 экономико-географических регионах страны), 7 региональных операторов (в 2-3 регионах), 48 локальных операторов (в 1 регионе) и 5 международных операторов (центральный офис и контроль деятельности осуществляется из-за границы). 

По подсчетам компании, самая существенная доля товарооборота розничных сетей (51,4%) приходится на национальных операторов. Вместе с тем, локальные операторы занимают вторую по величине долю - 17,8%. Далее идут региональные (16,6%) и международные операторы (14,2%). 

Наибольшую торговую площадь имеют национальные торговые сети - 816 тыс. кв. м. За ними следуют локальные операторы (352,5 тыс. кв. м), региональные (294,5 тыс. кв. м) и международные сети (279,5 тыс. кв. м). 

Западная Украина
(Волынская, Ривненская, Тернопольская, Львовская, Хмельницкая, Ивано-Франковская, Черновицкая и Закарпатская области) 

За январь-июль 2009 года розничный товарооборот торговых сетей Западной Украины составил 21 млрд. 856 млн.грн., что составляет 18% от общего товарооборота по Украине - 123,8 млрд.грн. (включает розничный товарооборот предприятий (юридических лиц), которые осуществляют деятельность в розничной торговле; расчетные данные относительно объемов продаж товаров на рынках и физическими лицами-предпринимателями).  

Что касается динамики товарооборота западноукраинской розницы, за первых 7 месяцев 2009 года ее падение в данном регионе, как и во всех остальных регионах, составило 17,3%. 

Доминирующее положение в формировании товарооборота региона продолжают занимать 3 национальные компании (Fozzy Group, "Евротек" и "Фуршет"), одна региональная ("Пакко") и одна - международная (Metro Cash&Carry).  

Доля локальных сетей в Западной Украине, как и в Южной Украине, в суммарном товарообороте среди всех регионов страны самая высокая - 23%. Локальные операторы в регионе представлены в большей степени такими торговыми форматами, как "магазин у дома" (40,8%) и "супермаркет" (40,3%). Между тем, только 2 локальных оператора показали положительную динамику количественного роста с начала 2009 года - "ЛьвовХолод" (г. Львов, сеть "Рукавичка") и "Колос" (г.Черновцы). А о намерении проводить дальнейшую экспансию официально заявил только 1 локальный оператор – "Барвинок" (г.Львов).

Северная Украина
(Киевская, Житомирская, Черниговская и Сумская области) 

За январь-июль 2009 года розничный товарооборот торговых сетей Северной Украины составил 11 млрд. 608 млн.грн. (без учета г.Киева), что составляет 9,4% от общего товарооборота по Украине. Товарооборот розничной торговли данного региона показал отрицательную динамику - 16%.  

Доминирующее положение в формировании товарооборота северного региона за I полугодие текущего года занимали 4 национальные компании ("ЕКО", Fozzy Group, "Евротек" и "Фуршет"), совокупная доля которых составила 68% рынка. Между тем, доля локальных сетей данного региона в суммарном сетевом товарообороте всех регионов страны наименьшая - 7%. 

По данным GT Partners, абсолютно все торговые сети данного региона сохраняли в 2009 г. статическое положение, не открыв и не закрыв ни одного магазина.

Центральная Украина
(Винницкая, Черкасская, Полтавская, Кировоградская области)

За январь-июль 2009 года розничный товарооборот торговых сетей Центральной Украины составил 10 млрд. 13 млн.грн., что составляет 8% от общего товарооборота. Падение товарооборота розничной торговли в данном регионе составило 22%.  

Национальные операторы в центральном регионе имели в I полугодии 2009 года наибольшую долю рынка в суммарном товарообороте - 61%. 

Что касается развития локальных сетей в регионе, отмечают в GT Partners, здесь местные ритейлеры развивают только 2-а формата - "супермаркет" (48,2%) и "магазин у дома" (51,8%). В то же время, все локальные сети региона, как и в Северной Украине, не открывали и не закрывали новых магазинов в 2009 г.

Восточная Украина
(Запорожская, Днепропетровская, Харьковская, Донецкая и Луганская)

За январь-июль 2009 года розничный товарооборот торговых сетей Восточной Украины составил 38 млрд. 522 млн.грн., что составляет самую существенную долю - 31% - от общего товарооборота по стране. Кроме прочего, это обусловлено тем, что в данном регионе проживает больше всего населения Украины 14,8 (32%) из 46,3 млн. человек. Товарооборот розничной торговли в Центральной Украине за первых 7 месяцев 2009 года показал наибольшее падение среди всех регионов - 24%.  

В регионе все типы операторов развиваются сравнительно пропорционально, с незначительным доминированием национальных сетей. Вместе с тем, обращают внимание в GT Partners, в восточном регионе, среди всех регионов страны, наибольшее количество - 17 - локальных сетей, 75% которых представлены супермаркетами.  

Локальные операторы за I полугодие 2009 г. стали участниками нескольких сделок по слиянию и поглощению (M&A). В частности, компания "Украинский ритейл" стала собственником сети магазинов "Оливье" (г.Днепропетровск) и ведет переговоры о покупке сети "Варус-экспресс". Положительную динамику развития в 2009 г. сохранили 3 локальных оператора - "Украинский ритейл", "Обжора" и "Дигма".

Южная Украина
(Одесская, Николаевская, Херсонская, АР Крым) 

Розничный товарооборот торговых сетей Южной Украины за январь-июль 2009 года составил 18 млрд. 537 млн.грн., или 15% от общего товарооборота по Украине. Товарооборот розницы в данном регионе показал наименьший спад - 16%. 

Наибольшие доли в суммарном товарообороте - у национальных и региональных операторов (42% и 22% соответственно). 

"Одесса - главный "генератор" локальных сетей в регионе, доля которых в Южной Украине, как и в Западной, составляет 23%", - отмечает гендиректор GT Partners Игорь Гугля.  

Из всех локальных операторов региона положительную динамику количественного развития в 2009 г. сохранила сеть "Виртус" (г.Одесса).

Основные "драйверы" развития

По итогам первых 7 месяцев 2009 года локальные и национальные сети продовольственного ритейла остаются главными движущими силами украинской розничной торговли, отмечают GT Partners Ukraine. В целом, на них приходится почти 70% всего товарооборота в Украине. 

Большое количество локальных сетей имеют на сегодня возможность осуществлять экспансию и наращивать товарооборот благодаря тому, что практически не обременены кредитными обязательствами, которые взяли на себя другие операторы в докризисный период, утверждает генеральный директор GT Partners И.Гугля. "Из кризиса они (локальные сети, - ред.) выходят, аккумулировав некоторые средства, и готовы открывать новые магазины", - добавляет он. 

Вместе с тем, локальные сети больше других участвуют и будут участвовать в сделках по слиянию и поглощению (M&A). "Они могут быть как покупателями, так и продавцами", - отмечает гендиректор "GT Partners". Однако лишь немногие локальные сети выступают в качестве агрессоров. Так, по его данным, на сегодня только сети "Барвинок" и "Виртус" готовы рассматривать возможность покупки какой-либо мелкой сети, помимо наращивания количества своих торговых точек. "Однако, скорее всего, локальные сети будут рассматриваться как продавцы, так как инвесторам будут интересней сети без кредитных обязательств", - убежден И.Гугля. 

Между тем, если в 2010 году компания "Виртус" намерена открывать только свои торговые точки, то на 2011 и 2012 год планируется поглощение малых локальных операторов. В 2009 году компания уже открыла 3 торговые точки, на 2010 год запланировано открытие двух. 

В свою очередь, компания "Украинский ритейл" (торговая сеть "Брусниця") до конца 2009 года планирует расширить сеть до 60 магазинов, с интервалом открытия 3 магазина в месяц. В октябре и ноябре предполагается открыть 11 объектов под брендом "Брусниця". "В дальнейшем же темпы расширения сети будут напрямую зависеть от экономической ситуации в Украине и в мире", - отмечают в компании. 

В частности, "Украинский ритейл" в 2009 году отошел от практики капиталоемких вложений и открывает магазины на арендованных площадях с минимальным бюджетом запуска. "Мы отказались от покупки и строительства торговых площадей и сфокусированы исключительно на аренде торговых площадей", - сообщили в компании.  

Многие сети сегодня приостанавливают развитие в регионах, хотя еще год назад довольно активно открывали там торговые точки. Таким образом, усилия концентрируются на наиболее рентабельных объектах. Между тем, отмечают в "Украинском ритейле", большая часть сетевых операторов, за исключением продовольственной розницы, приостановили сокращение количества торговых точек. "Ритейлеры сегодня уже перестают закрывать, но и не открывают новые магазины", - говорят в компании. 

В то же время, не исключено, что из-за колебаний курсов валют может начаться новая волна закрытий и сокращений, хотя прошлая волна закрытий, по словам представителей рынка, завершилась.

Автор: Дмитрий Говдя, biz.liga.net

http://www.trademaster.com.ua/

Поиск

Подписка

Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья
Готовые исследования, обзоры
Новости, статьи и аналитика
RSS-лента (новости, статьи и аналитика)
RSS-лента (Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья)
RSS-лента (Готовые исследования, обзоры)