Аналитика и исследования коммерческой и жилой недвижимости Украины


Главная О компании Услуги компании Наши клиенты Реклама Контакты






Непыльная работенка

2009-11-04 11:05:48
 Непыльная работенка Ввод в 2009 г. в эксплуатацию крупных объектов коммерческой недвижимости позволил продавцам клинингового оборудования удержать сокращение продаж на уровне 30%

  РЫНОК В ЦИФРАХ

Товары, реализуемые на рынке: клининговое оборудование (поломоечные машины, профессиональные пылесосы, подметальные машины, водогрязепылесосы (водососы), пеногенераторы, сушки и т.д.).

Объем рынка (в розничных ценах): в 2007 г. — около $10 млн, в 2008 г. — $10 млн, в 2009 г. (прогноз) — около $7 млн.

Количество субъектов рынка:
около 50 фирм, крупных — не более 10.

    Еще в апреле текущего года операторы сетовали, что рынок клинингового оборудования, как и рынок клининговых услуг в целом, переживает нелегкие времена (см. БИЗНЕС №14 от 06.04.09 г., стр.91, 92). Мол, такова реакция этого бизнеса на кризисные явления в сфере коммерческой недвижимости. Однако последние месяцы 2009 г. плачевную ситуацию на рынке уборочной техники немного подкорректировали. Например, если верить прогнозам компании Colliers International (г.Киев; консалтинговые услуги; в Украине — с 1998 г.; 35 чел.), несмотря на кризис, только в Киеве в 2009 г. будет введено коммерческих площадей почти столько же или даже больше, чем в 2008 г. В частности, общее предложение арендуемых офисных площадей, введенных в эксплуатацию в 2009 г., может достичь примерно 116 тыс.кв.м (в 2008 г. новое предложение составило 200 тыс.кв.м), торговых — около 115 тыс.кв.м (в 2008 г. — 78,3 тыс.кв.м). Исключение составят разве что складские помещения, ввод которых в эксплуатацию по сравнению с 2008 г. уменьшился в 3 раза — с 381 тыс.кв.м до 127 тыс.кв.м (см. БИЗНЕС №36 от 07.09.09 г., стр.24). “Если бы в этом году не ввели в эксплуатацию так много новых помещений, вполне вероятно, что продажи клинингового оборудования в денежном выражении снизились бы на все 60%, а так только на 30%”, — не скрывает радости Никита Страшук, менеджер по продажам компании “Веста” (г.Днепропетровск; торговля клининговым оборудованием, предоставление услуг; с 2007 г.; 8 чел.). “В первом полугодии текущего года, по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., наблюдалось значительное сокращение продаж. Но за последние два месяца, по сравнению с сентябрем-октябрем прошлого года, продажи оборудования выросли на 10-15% в денежном выражении, — косвенно подтверждает тенденции, озвученные коллегой, Иван Бечко, руководитель направления “Клининг” ООО “Керхер” (см.“ Импортер — о перспективах” на стр.77). — Надеемся, что по итогам 2009 г. рынок клинингового оборудования уменьшится всего на 15-20% по сравнению с 2008 г.
    Интересно, что операторы не могут прийти к единому мнению в прогнозах относительно не только глубины падения рынка, но и его объемов. Так, одни операторы оценивают объем рынка клинингового оборудования в $1,5 млн, другие же уверяют, что в 2009 г. он составит более $7 млн. При этом подтвердить или опровергнуть оценки и тех, и других не представляется возможным, поскольку официальный учет импорта подобного оборудования не ведется. Кроме того, много техники попадает в Украину по “серым” схемам.

 Непыльная работенка О структуре
    По мнению Елены Миколайчук, директора по маркетингу компании “Генеральная уборка” (г.Днепропетровск; клининговые услуги и продажа клинингового оборудования; с 2005 г.; 15 чел.), развитие отечественного рынка оборудования для профессиональной уборки сдерживает низкий уровень клининговых услуг. Большинство фирм, занимающихся уборкой помещений, состоят всего из нескольких сотрудников, не имеют долгосрочных контрактов с заказчиками и специализируются на отдельных видах работ, например, на мойке окон. При этом мелкие клинеры в основном оказывают разовые услуги и не задумываются о заключении долгосрочных контрактов. Достаточными же ресурсами, чтобы регулярно участвовать в тендерах на уборку крупных офисных зданий, культурно-развлекательных и торговых центров, пока располагают только несколько компаний (наиболее известны “Керхер”, “КБС”, “Солярис” (все — г.Киев), “Ювента” (г.Одесса) и др.). На их долю, по разным оценкам, сегодня приходится около 40% рынка. Кроме того, заказчики начали экономить на аутсорсинге и, подсчитывая затраты на обслуживание помещений “людьми со стороны”, предпочитают обзаводиться штатными уборщицами. В целом, по оценкам операторов, сейчас около 50% клинингового оборудования покупают специализированные фирмы, тогда как до кризиса этот показатель достигал 60%. Остальное оборудование приобретают частные пользователи.
    Впрочем, в худшую сторону меняется не только потребительская структура рынка. Не радуют операторов и предпочтения покупателей. Например, клиенты начали приобретать более дешевую мелкую уборочную технику и при этом более интенсивно ее эксплуатировать. А вот универсальная клининговая техника, позволяющая выполнять максимальное количество операций, сейчас не пользуется высоким спросом. Кроме того, в случае поломки оборудования потребители не спешат приобретать новое, предпочитая ремонтировать старое. Об этом, в частности, свидетельствует прирост продаж запасных частей за 10 месяцев текущего года, по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., на 15-20%. Правда, в условиях кризиса и сами продавцы оборудования уделяют достаточно много внимания сервису. Более того, многие из них даже расширили спектр, а также, например, стали предлагать сервис в формате “24 часа в сутки 7 дней в неделю”.
    Что касается оборудования, бывшего в употреблении, то, несмотря на то что около 20% профессиональных клинеров уже ушли с рынка, особого влияния на объем реализации подержанного оборудования это не оказало. “Покидают рынок в основном мелкие компании, не имеющие долгосрочных контрактов и предлагающие мелкую уборочную технику, которую дешевле заменить новой, чем ремонтировать”, — разъясняет Иван Бечко. Иными словами, как таковой вторичный рынок клинингового оборудовании в стране пока отсутствует. Кстати, аренда уборочной техники тоже не оправдывает ожидания продавцов. По словам операторов, потребители рассматривают аренду как своего рода покупку оборудования с отсрочкой платежа. Хотя в стоимость аренды входят затраты на сервис техники, на аксессуары и т.д. Но, видимо, потребители не готовы без надобности доплачивать за техобслуживание. А вот что касается непосредственно покупки оборудования с отсрочкой платежа, то в этом году таких сделок фиксируется довольно много. Продавцы оборудования растягивают срок выплаты на полгода, а в некоторых случаях и на год, хотя предоплата при этом составляет 30-50% стоимости оборудования. При этом выгода очевидна как для клиентов, так и для операторов. В частности, у последних появляются хоть какие-то оборотные средства, уменьшаются складские запасы и, соответственно, расходы на аренду складских помещений.
    Что касается цен на клининговое оборудование, то по сравнению с прошлым годом они — “благодаря” курсовым колебаниям — увеличились в среднем на 30-35% в гривневом эквиваленте. Правда, многие игроки рынка, чтобы стимулировать спрос, цены снижают, периодически предлагая своим клиентам различные акции и скидки. Но, несмотря на это, многие операторы не исключают, что до конца года оборудование для уборки подорожает еще на 5-10%, поскольку почти вся техника импортируется.

Перспективы
    Операторы прогнозируют, что по итогам 2009 г., по сравнению с 2008 г., объем рынка клинингового оборудования сократится в денежном выражении на 30% и составит около $7 млн. При этом основной проблемой рынка останется снижение рентабельности услуг, вследствие чего инвестиции в покупку нового оборудования будут сокращаться. Впрочем, среди игроков рынка уборочного оборудования немало оптимистов. В частности, по словам Нины Лабуты, менеджера про продажам компании “Планета чистоты” (г.Одесса; клининговые услуги; с 2006 г.; 10 чел.), хотя нынешний кризис и способствовал снижению спроса на такого рода оборудование, он все же не остановил развитие рынка. Ведь ключевым фактором по-прежнему остается строительство объектов коммерческой недвижимости: офисной, торговой, складской и т.д. А уборка, в свою очередь, является важной составляющей привлекательности этих объектов. Кроме того, с ростом популярности клининговых услуг круг потребителей оборудования расширяется (услуги предоставляют в ресторанах, барах, жилых помещениях и т.д.), а значит, расти рынку уборочной техники еще есть куда.

 
  Импортер — о перспективах

Иван Бечко (28),
руководитель направления “Клининг” ООО “Керхер” (г.Киев; официальное представительство немецкой компании Alfred Karcher Gmb&Co; продажа профессиональной уборочной техники; в Украине — с 2006 г.; 50 чел.):

— Спрос на клининговое оборудование во многом зависит от развития уже существующих логистических, торговых и офисных центров. В частности, в первом полугодии 2009 г. многие из них пересмотрели свои планы и приостановили развитие, что, конечно же, отразилось на продажах уборочной техники. Но “дна” рынок уже достиг, и, вполне вероятно, что в следующем году операторы клинингового оборудования будут наблюдать рост продаж продукции.
 
 

Елена Середа

http://www.business.ua/

Поиск

Подписка

Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья
Готовые исследования, обзоры
Новости, статьи и аналитика
RSS-лента (новости, статьи и аналитика)
RSS-лента (Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья)
RSS-лента (Готовые исследования, обзоры)