Производители сухих строительных смесей (ССС) прогнозируют, что до конца года рынок просядет как минимум на 30%. В случае оптимистического развития событий падение будет вдвое меньше, передает Инфобуд. А пока игроки выводят в свет новые бюджетные продукты и борются за частного клиента, ведущего мелкие стройки и ремонтные работы.
По оценкам компании «Фомальгаут-Полимин», ситуация на рынке сухих строительных смесей начала улучшаться весной этого года. Для многих год начинался в условиях всеобщего пессимизма и депрессии. Самыми мертвыми были январь-февраль, когда многим игрокам казалось, что и весна не принесет ничего хорошего. Однако с приходом тепла рынок активизировался.
Кризис надоел покупателям
«Возможно, людям просто надоело это состояние ожидания дальнейших неприятностей или было достигнуто то пресловутое дно кризиса. Однако уже с марта месяца ситуация стабилизировалась и начала выравниваться»,— рассказала «i» Людмила Мирошниченко, начальник отдела рекламы и маркетинга «Фомальгаут-Полимин». По ее словам, если в начале года у компании было падение продаж около 40%, то по итогам первого полугодия «Фомальгаут» вышел на -10% по сравнению с прошлым годом, а сентябрь сравнялся по объемам с 2008 г, сообщают Экономические известия. «Думаем, у нас есть шансы выйти в ноль, а то и с некоторым ростом по итогам года. Хотя в сегодняшней нестабильной ситуации трудно прогнозировать. Нужно учитывать не только экономические реалии, но и политические»,— добавляет госпожа Мирошниченко.
«Не секрет, что ситуация на рынке ССС зависит от ситуации на строительном рынке в целом. Соответственно, с началом кризиса строительство большинства объектов было заморожено. Это не могло не сказаться на отрасли ССС. Поэтому с начала года спрос на строительные смеси упал на 40%»,— отметил Николай Лоза, заместитель генерального директора по производству и поставкам компании «Хенкель Баутехник (Украина)».
За год сильно пострадали те игроки, которые ставили на крупное строительство и раньше выживали за счет больших объемов. Сейчас крупные объекты заморожены. Ипотечное кредитование фактически не работает. А потребительская активность значительно упала. Так что участникам рынка приходится нацеливаться на небольшие частные стройки и ремонты, передает Инфобуд. А с такими покупателями приходится больше работать и продвигать свою продукцию. При этом в условиях кризиса и сниженной покупательской активности производителям ССС приходится постоянно оптимизировать все производственные и бизнес-процессы. «Акцент сместился к мелким частникам, для которых важно не только качество продукта, но и пакет услуг — консультации, презентации, техническое сопровождение, обучение. Бизнес стал как никогда прежде клиентоориентированным. Прямая реклама имеет сейчас меньшее значение»,— утверждает Людмила Мирошниченко. Она утверждает, что общая доля этого рынка не изменилась — количество ремонтов, частных строек и раньше, и теперь примерно одинаковое. Но конкуренция за этот сегмент значительно усилилась.
«Сейчас, в октябре-ноябре, традиционно замедляются темпы продаж продукции для фасадных работ, потому что покупатель переходит в сегмент внутренних работ. И учитывая экономические предпосылки, что строительство заморожено, основные потребители сухих строительных смесей сместились в розничный сегмент — крупные супермаркеты и крупные торговые сети. По объемам продаж рынок находится на уровне не ниже 2007 г.»,— рассказал «i» Артур Бабенко, заместитель директора Харьковского завода строительных смесей (ТМ «Токан»).
«Для привлечения потребителей мы не только регулярно оптимизируем и обновляем ассортимент, но и фокусируемся на географическом расширении сервиса для клиентов. Компания продолжает инвестировать в развитие сети центров тонировки Ceresit. Сегодня уже работает 350 центров, до конца года их будет 400. Чтобы стабилизировать ситуацию на рынке ССС, мы решили пойти путем сдерживания роста цен на свою продукцию за счет временного снижения собственной прибыли»,— добавляет Николай Лоза. С начала 2009 г. цены на продукцию «Хенкель Баутехник (Украина)» практически не изменились, за исключением нескольких смесей с большой составляющей импортного сырья, передает Инфобуд. Цены в гривне на эти продукты выросли на 5-7%.
«В этом году цены выросли в среднем на 5-10%. Естественно, закупка тех материалов, которые необходимы для производства, связана с повышением цен на валюту. Поэтому с повышением курса доллара/евро нам приходилось реагировать, как и другим компаниям»,— сказал Артур Бабенко.
Эконом-варианты
Но мелкий покупатель не хочет дорогих смесей. Спрос на ССС со среднего и элит-класса переместился на более бюджетные линейки. И в сегменте эконом продажи выросли как минимум на 25%. По оценкам «Фомальгаут-Полимин», по продуктовым позициям больше всего сократились продажи специализированных смесей, т.к. они чаще использовались в большом строительстве, а не в обычных ремонтах.
По словам Людмилы Мирошниченко, цены растут, но периодически производители проводят акции на определенный вид товара, таким образом увеличивая ситуационный спрос на него: «Но чаще производители выводят новые продукты эконом-варианта для потребителей, которых интересует прежде всего цена. Мы не исключение».
Также поступает и «Хенкель Баутехник». «Мы намерены продолжить развитие бюджетных смесей. В этом году появилась линейка бюджетных продуктов для базовых ремонтных работ под брендом «Момент». Линейка пополнилась пятью смесями для базовых работ: укладки плитки, устройства пола, выравнивания стен, приклеивания утеплителей и грунтования поверхностей, передает Инфобуд. Также мы предложили покупателям пять новых цветов декоративно-мозаичной штукатурки Ceresit CT 77 для интерьера»,— отмечает Николай Лоза. «Мы живем и так же реагируем на потребности рынка, как и другие. Компанией был создан проект эконом-предложения ТМ «Токан», состоящий из самых популярных товаров в кризис, таких как клеевая смесь и самовыравнивающие полы для внутренних работ и других продуктов, необходимых внутри помещения»,— добавляет Артур Бабенко.
Однако все игроки рынка сухих строительных смесей верят, что в 2010 г. рынок начнет оживать. Значительного перераспределения долей между основными игроками, скорее всего, не произойдет. Хотя в целом количество производителей сократится. По разным оценкам, до кризиса их было более 150. Хотя, по данным Ассоциации сухих строительных смесей, основная группа компаний, на которые приходится как минимум две трети рынка, уже много лет остается неизменной.
«В 2009 г. рынок в лучшем случае сократится на 10-15%, в худшем — на 40%. В следующем году ситуация стабилизируется, возможно, будет рост до уровня 2008 г. В дальнейшем ожидаем стабильного роста на протяжении трех-пяти лет»,— прогнозирует Людмила Мирошниченко. «Сейчас ситуация начинает стабилизироваться, и к концу года мы ожидаем улучшение. По оценкам экспертов, 2009 г. завершится с 30%-ным падением рынка ССС»,— резюмирует Николай Лоза. |