Идеей Евро-2012 в Харькове заражены буквально все — от мэра до сантехника. Хотя еще полгода назад город имел призрачные шансы принять у себя чемпионат. Мечта харьковчан материализовалась: УЕФА вычеркнул из списка Днепропетровск, заменив его Харьковом. Почему это случилось, выяснял Weekly.ua
Заявка из-под палки
Еще несколько лет назад Харьков можно было смело называть самым бедным мегаполисом Украины: разбитые дороги, грязь, мусор, обшарпанные железные киоски, практически полное отсутствие нормальных гостиниц, разваливающийся аэропорт, недостроенный стадион... Не радовал и футбол: местный «Металлист» умудрился вылететь из высшей лиги, правда, через год сумел туда вернуться, однако выдающихся результатов не демонстрировал.
Катастрофическая нехватка денег на все и вся бросалась в глаза в этом огромном, почти двухмиллионном городе. Казалось, что он застыл в девяностых и вытащить его оттуда в ближайшее время может лишь чудо. Быть может, поэтому идея включить Харьков в заявку на проведение в нем Евро-2012 в 2005-м показалась смехотворной как властям города, так и простым горожанам.
К счастью для харьковчан, в Украине не так много крупных городов, соответствующих своими размерами масштабу мероприятия. Скорее по настоянию Федерации футбола Украины, нежели по желанию городских властей в начале 2006-го Харьков все-таки подал заявку на участие в тендере УЕФА вместе с пятью другими городами Украины: Киевом, Донецком, Днепропетровском, Львовом и Одессой.
Южная Пальмира и «первая столица» были зачислены в резерв, а остальные четыре города — в основной список. Это и был тот шанс, то самое чудо, за которое городу нужно было хвататься, как утопающему за соломинку.
Без политики
В 2006-м в Харькове сменилась власть. Тогда же появился новый президент у ФК «Металлист», известный бизнесмен Александр Ярославский. История умалчивает, как именно это случилось, но, несмотря на украинские политические качели, которые мешали другим городам готовиться к Евро, в Харькове власть, бизнес и жители сумели объединиться. И процесс пошел.
«Наверное, дело в том, что для нас Харьков никогда не был резервным, — объяснил Weekly.ua мэр города Михаил Добкин. — Все мы с самого начала верили в то, что сможем стать принимающим регионом. Я очень люблю футбол и Харьков, и у руля в городе стоит немало таких же людей. Поэтому мы отбросили политику, идея проведения чемпионата у нас примирила даже непримиримых врагов. А в итоге получился выигрышный сплав власти и бизнеса».
Вместо Днепропетровска
До мая 2009 года Харьков оставался резервным. Инспекторы УЕФА не спешили давать оценки и пристально наблюдали, как готовятся к мероприятию города. К 13 мая, когда УЕФА планировал назвать четыре города-победителя, Донецк достраивал шикарную «Донбасс-Арену». Киев наконец-то взялся за реконструкцию «Олимпийского», началось строительство терминала D в аэропорту Борисполь. Львовяне только приступили к строительству нового стадиона, а одесситы — к капитальной реконструкции «Черноморца». В Днепропетровске же давно сдали «ДнепрАрену», правда, как выяснилось, с нарушениями требований УЕФА.
А в Харькове к тому времени почти завершили реконструкцию стадиона «Металлист», полным ходом шли стройка нового аэропорта, ремонт дорог, строительство гостиниц, тренировочных баз. И все это при том, что стартовые позиции у харьковчан были самые незавидные.
В итоге именно харьковчане-энтузиасты сумели удивить инспекторов УЕФА, и в мае город сенсационно переместился из резервных в список основных принимающих городов. В то время как Днепропетровск и Одесса пролетели мимо Евро.
Город на миллиард гривен
Где же Харьков нашел такие деньги? Шутка ли, обскакать финансовую столицу Украины — Днепропетровск!
По официальным данным, в 2008–2009 годах на подготовку к Евро в Харькове потратили 1,372 млрд. грн. Из этой суммы от государства город получил всего 120 млн., 271 млн. было выделено из городского и областного бюджетов, а еще 981,6 млн. составили частные инвестиции. Почти 494 млн. грн. вложено компанией DCH президента «Металлиста» Александра Ярославского.
«Инфраструктура всех постсоветских городов была очень мощной, только ее состояние не выдерживало критики, так что нам было с чего начинать, — рассказал Weekly.ua Александр Ярославский. — К тому же не все в мире измеряется деньгами. Все, во что мы сегодня как инвесторы вкладываем средства, останется жителям города, нашим детям». На сегодня в Харькове уже открыты 41 гостиница на 2280 номеров (до 2012 года необходимо закончить еще 23 отеля). В декабре будет официально сдан в эксплуатацию стадион «Металлист». Реконструкцию аэропорта (пропускная способность — 2,5 тыс. пассажиров в час) должны закончить до конца будущего года.
Тест на европейскость
Через три недели УЕФА объявит окончательное решение по принимающим Евро-2012 городам. При этом, если в УЕФА решат, что какие-то украинские города не успевают, их заменят подготовленными польскими городами.
В наших мегаполисах и думать не хотят о таком варианте. Во многом их подстегивают успехи Харькова. Еще до фиаско Днепропетровска львовские власти буквально кричали о том, что Харьков нагло вытесняет Львов из основных в резервные. Львов остался в списке основных городов, но его конкуренты считают, что в этом решении главную роль сыграло его географическое положение — близость к Польше. Даже Киеву, который благодаря своим финансовым возможностям и столичному статусу вряд ли вылетит из списка Евро-2012, ставят в пример темпы подготовки Харькова.
Но даже если УЕФА 10–11 декабря окончательно утвердит Харьков, Киев, Донецк и Львов в качестве принимающих Евро городов, работать им всем придется еще больше, чем до сих пор.
Перед харьковчанами, в частности, стоит чрезвычайно сложная задача — привести в порядок как минимум 24 автомагистрали, что обойдется городу еще в 964 млн. грн. Придется убеждать УЕФА, что все будет сделано качественно и в срок.
«Это наш тест на европейскость, — считает Михаил Добкин. — Если подтянем городскую инфраструктуру и сделаем все, что необходимо по евростандартам, мы покажем всем, что готовы шагать в ногу с Европой».
Харьков готовится к Евро-2012
Генпланом определены семь основных задач: реконструкция стадиона «Металлист», строительство и реконструкция учебно-тренировочных баз ФК «Металлист», ФК «Харьков», стадиона «Динамо»; реконструкция аэропортов; модернизация системы городского транспорта; строительство и реконструкция гостиниц; медицинское обеспечение; ремонт и реконструкция городских дорог.
Всего в генплан включено 75 объектов: 64 — в Харькове плюс 10 гостиниц и аэропорт в Полтаве. Общая сумма расходов на подготовку этих объектов — 7 млрд. грн. (из госбюджета — 1,3 млрд. грн., из местных бюджетов —1,1 млрд. грн., частные инвестиции — 4,6 млрд. грн.).
Степень готовности украинских городов к Евро-2012
Харьков — 70%
Строительство стадиона почти завершено, работы в аэропорту идут полным ходом.
Гостиницы готовы на 70%. Основная проблема — состояние дорог.
Киев — 50%
Активно реконструируется стадион «Олимпийский». Начато строительство нового терминала в аэропорту Борисполь. Строятся, но из-за кризиса не очень интенсивно новые гостиницы. Необходимо улучшить транспортную инфраструктуру, отремонтировать дороги.
Донецк — 50%
Открыта «Донбасс-Арена». Необходимо ремонтировать и расширять городские автомагистрали, приводить в порядок трассы. Реконструируется аэропорт. Проблема — гостиницы.
Львов — 40%
Строительство стадиона только началось. Строятся гостиницы (необходимо построить 27 новых), реконструируется аэропорт. Главные проблемы — дороги и тренировочные базы.
Лилия Гриневич специально для http://weekly.com.ua/