Аналитика и исследования коммерческой и жилой недвижимости Украины


Главная О компании Услуги компании Наши клиенты Реклама Контакты






По предварительным итогам, на новогодних каникулах участники рынка туруслуг много не заработали

2010-01-21 08:58:36

По предварительным итогам, на новогодних каникулах участники рынка туруслуг много не заработали

Согласно предварительным оценкам, надежды хорошо заработать в период новогодних и рождественских праздников для большинства туроператоров и хозяев отелей, пансионатов и прочих средств размещения, традиционно ориентированных на зимние виды туризма, не оправдались. По усредненным оценкам опрошенных БИЗНЕСом участников рынка, хотя в этом сезоне на внутренних туристических направлениях были дополнительно введены примерно 50 пар поездов, пансионаты и курортные комплексы Карпат потеряли 5-15% клиентов, а крымские здравницы — до 20% по сравнению с аналогичным периодом конца 2008 г. — начала 2009 г.

ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ
Накануне сезона многие пансионаты и отели, предчувствуя, что ситуация будет складываться неблагоприятно, цены не повышали (впрочем, не факт, см. “Туроператор — о проблемах” на стр.68). Некоторые включали в стоимость проживания дополнительные услуги (завтрак, ужин, процедуры, экскурсии, трансфер) и привлекали клиентов скидками за предварительное бронирование. В результате уже в первой половине декабря 2009 г. на некоторых курортах Закарпатья, по словам Степана Жука, директора информационно-регистрационной системы “Диспетчер курортов Закарпатья”, были выкуплены более 80% мест. Однако ближе к праздникам, из-за непогоды и боязни подхватить “свиной” грипп, около 5% клиентов (прежде всего забронировавших номера в отелях напрямую и оплативших неполную стоимость проживания) предпочли отдыхать дома и отказались от поездки. По словам Александра Теплухина, директора туркомпании “Оникс” (г.Симферополь; с 2001 г.; 5 чел.), “если в прошлом году мы отправили в Карпаты несколько групп, то в нынешнем смогли сформировать только одну”. Кроме того, ввиду отсутствия снега на многих горнолыжных курортах большинство туристов вместо 5-7 дней провели там только 2-3 дня. Поэтому часть объектов, ориентирующихся в высокий зимний сезон на горнолыжников, после 3 января оказались полупустыми. Например, по словам очевидцев, из десятка горнолыжных курортов в Ивано-Франковской области на треть “мощностей” функционировал только “Буковель”, да и то за счет искусственного снега. А на некоторые курорты Львовской области вообще невозможно было добраться из-за распутицы. Что же касается туроператоров и тур агентов, то, по словам Василины Орловой, директора туркомпании “Кей” (г.Ивано-Франковск; с 2002 г.; 9 чел.), в этом сезоне некоторые участники потеряли значительно больше, чем 5-15% туристов. Дело в том, что туроператоры, выкупившие блоки мест в гостиницах, так и не смогли их реализовать. А турагентства, со своей стороны, стремились перепродавать туры с дополнительной наценкой, что вызвало негативную реакцию не только клиентуры, но и туроператоров, от которых их “подопечные” получают агентские комиссионные. К тому же клиентов перетянули на себя отельеры путем прямых продаж мест в гостиницах и пансионатах.

В период новогодних отпусков и каникул пансионаты и курортные комплексы Карпат потеряли 5-15% клиентов, а крымские здравницы — до 20% по сравнению с аналогичным периодом конца 2008 г. — начала 2009 г.

Что же касается структуры спроса, то, по уверениям туроператоров и отельеров, в этом сезоне пострадала “священная корова” — дорогие предложения. В частности, наиболее востребованными в Карпатах оказались пансионаты средней ценовой категории (около 250 грн. с человека в сутки с питанием), тогда как курортные отели высокой ценовой категории (более 600 грн. с человека в сутки), например в Трускавце, оказались маловостребованными. Впрочем, как и объекты низкой ценовой категории (не более 200 грн. с человека без питания), рассчитанные на проживание неприхотливых туристов в номерах на 3-4 места. Прежде всего это объясняется тем, что отельеры не учли изменяющиеся потребности клиентов, желающих получить большее количество услуг за те же деньги. А также тем, что туристы, выбирающие дешевый отдых, не рискнули порадовать курорты своим присутствием в пик сезона ввиду отсутствия средств и отложенного спроса. Борис Зелинский, директор группы компаний “Кандагар”, указывает также на давнюю болезнь туристического сервиса: участники рынка (в данном случае — многие горнолыжные центры) при отсутствии снега не смогли предоставить туристам адекватные стоимости путевок прочие развлечения.

Что же касается курортных отелей Крыма, то, по оценкам Андрея Пылова, директора туркомпании “Тур Этно”, наиболее востребованными традиционно оказались объекты Южного берега, тогда как восточные и западные регионы полуострова новогодних клиентов не досчитались. Как и в Карпатах, номерам премиум-класса клиенты предпочли номера средней ценовой категории в пансионатах и санаториях, где новогодние туры, включая банкет, обошлись в среднем в 400 грн. в сутки с человека, что, по оценкам туроператоров, на 20-25% меньше, чем в конце 2008 г. — начале 2009 г. Кроме того, в качестве замены рождественским банкетам в курортных гостиницах некоторые туроператоры Крыма предлагали клиентам встречать Новый год в пещерах, глухих охотничьих замках и прочих экзотических местах, что, по словам г-на Теплухина, в этом году было воспринято туристами на ура.

ПРОГНОЗ
В целом же новогодний сезон показал, что многолетняя практика проведения новогодних праздников на курортах нуждается в корректировке, иначе рассчитывать на ажиотажные заработки участникам рынка не стоит. Например, в новогодний сезон можно переориентироваться на корпоративных клиентов или сделать упор на организацию детских, оздоровительных или лечебных туров и экскурсий. Впрочем, высокий зимний сезон еще не закончился. И при наличии снега в Карпатах (в Крыму многие отели и пансионаты закрылись, а туроператоры готовятся к весенним туристическим выставкам и заключают новые договоры) сезон все же состоится, хоть и будет вялым. По словам Григория Мельника, заместителя начальника управления туризма Ивано-Франковской облгосадминистрации, на прошлой неделе в регионе выпало достаточно снега, а цены на услуги подъемников в том же “Буковеле” уже снизились на 25-30%.

Нелишне заметить, что, по мнению Романа Пономоренко, вице-президента Украинской ассоциации хостелов (г.Киев; с 2003 г.; более 25 хостелов), в Украине не только возрастает туристическая активность молодого поколения, но и меняется мотивация их поездок — с “ленивого” отдыха на активный и познавательный туризм. Ведь количество туристов, посещающих в зимний период экскурсионные объекты в туристических центрах Украины, по словам специалистов, практически не уменьшилось. А в регионах начинается сезон различных этнографических и культурных фестивалей.

ДИСПЕТЧЕР — О ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ИТОГАХ
Степан Жук (41),
директор информационно-регистрационной системы “Диспетчер курортов Закарпатья” (г.Мукачево, Закарпатская обл.; услуги бронирования; с 2002 г.; обслуживает около 25 объектов):
— Из-за бесснежья и эпидемии гриппа менее всего пострадали наиболее известные курорты, например “Буковель”, спрос на отдых в которых не падает и после новогодних и рождественских праздников. В целом же, на мой взгляд, пик сезона прошел, и его результаты вряд ли кого-то могут порадовать. Но надеюсь, что игроки рынка извлекли полезные уроки: многие пансионаты, отели и туроператоры, использующие в качестве козыря только лечение минеральными водами или катание на горных лыжах, будут формировать новые предложения. Например, привлекать туристов за счет фестивального движения, новых маршрутов, проката передвижных вагончиков для автотуристов и т.д. Тем более что спрос на самостоятельные туры растет.

ТУРОПЕРАТОРЫ — О...

…ПРОБЛЕМАХ
Борис Зелинский (40),
директор группы компаний “Кандагар” (г.Севастополь; с 1993 г.; 60 чел.):
— По сравнению с прошлогодними праздниками через туроператоров, по моим оценкам, отправилось отдыхать на 15-20% клиентов меньше. Во-первых, потому, что некоторые отели выставили неадекватные цены и спрос на их предложения отсутствовал. Во-вторых, многие туристы просто не смогли себе позволить поездки в кризис, а в-третьих, некоторые граждане поехали отдыхать дикарями, поскольку считают, что самостоятельный отдых обойдется им дешевле, что, впрочем, не всегда верно. В целом же сезон показал бесперспективность встречи Нового года в объектах размещения, так как ввиду транспортных, погодных и прочих проблем оплаченный отдых для многих туристов оказался дискомфортным. Кроме того, отсутствие снега в Карпатах обнажило проблемы неразвитости инфраструктуры, транспортного сообщения и занятости туристов (причем не впервые. — Ред.). Я думаю, что в следующем сезоне спрос можно будет обеспечить уже на период после новогодних и рождественских праздников, например, за счет санаторно-курортного лечения.

…О ПРИЧУДАХ СПРОСА
Андрей Пылов (41),
директор турфирмы “Тур Этно” (г.Севастополь; с 1994 г.; 22 чел.):
— В целом, в этом новогоднем сезоне загрузка некоторых отелей была на 30% выше, чем в прошлом. При этом спрос на ранее востребованные дорогие объекты упал на 30-40%, и лучше других продавались турпакеты стоимостью до 2 тыс.грн. с человека за три ночи (350 грн. за проживание и 600-800 грн. банкет). Более всего почему-то пользовались спросом стандартные наборы (трехдневный отдых и банкет) в санаториях Южного берега Крыма (“Мисхор”, “Ай-Петри”, Ай-Даниль” и др.). Мне кажется, что клиенты обращали внимание не на качество или маркетинговые изыски, а на цену, которая имела первостепенное значение. Привлекало их также и предложение отдельными объектами размещения привлекательных бонусов, например, при оплате проживания в течение двух суток проживание на третьи предоставлялось бесплатно. Такие неожиданности сезона обеспечили некоторым санаториям 100%-ную загрузку. Сейчас же многие подобные объекты на ЮБК либо закрываются, либо обслуживают граждан по так называемым социальным путевкам.

business.ua


Поиск

Подписка

Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья
Готовые исследования, обзоры
Новости, статьи и аналитика
RSS-лента (новости, статьи и аналитика)
RSS-лента (Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья)
RSS-лента (Готовые исследования, обзоры)