|
|
Рейтинг торговых сетей Украины
|
2010-02-03 12:14:11
Так называемый рейтинг крупнейших торговых сетей страны по итогам прошлого года публикует сегодня «Дело». Но рейтинг своеобразный – в него попали исключительно продуктовые торговые сети и составлен он исключительно по количеству торговых точек сетей. А судьбоносные в кризис финансовые показатели сетей вообще не брались в расчет. В итоге, к примеру, такой фаворит, как сеть «Метро», занял только 16-ю позицию, а динамичный и оборотистый «Ашан» в число лучших 50-ти и вовсе не попал.
В 2009 г. объем розничных продаж в Украине упал на 20,6% — до 229,9 млрд. грн., что соответствует уровню 2007 г. (согласно данным Госкомстата – ProRetail.info). Но вопреки стремительному падению торговцы продолжали открывать новые магазины, закрывая на скорую руку убыточные, или просто продавая их более денежным конкурентам. Ставить рекорды в этой сфере удавалось преимущественно небольшим региональным сетям, которые за 2009 г. догнали и даже обогнали по числу магазинов некоторых национальных торговцев (то есть тех, которые охватывают все регионы Украины).
Согласно данным независимой консалтинговой группы GT Partners Ukraine, первая четверка рейтинга «Топ-50 розничного ритейлера Украины по количеству торговых точек» осталась неизменной по сравнению с 2008 г. На пятую позицию рейтинга в 2009 г. ворвался новый игрок, что приведет к существенному переделу рынка уже в этом году.
Безусловным лидером по количеству магазинов среди торговых сетей Украины, как и в прошлом году, является сеть дискаунтеров «АТБ-маркет», которая на конец 2009 г. насчитывала 372 магазина и охватывала 14 регионов. Только в декабре компания поставила новый рекорд по открытию новых торговых точек — 19 магазинов в месяц. В целом за год «АТБ-маркет» открыл 83 магазина. Товарооборот «АТБ» за 2009 г. составил более 8,9 млрд. грн.
Вторую позицию рейтинга также уверенно сохраняет Fozzy Group (ТМ Fozzy C&C, «Сільпо», «Фора»), которая за 2009 г. расширилась на 16 магазинов (до 298) и покрывает 24 региона Украины.
Закрытие торговых точек не помешало «Фуршету» занять третью позицию рейтинга. При общем уменьшении количества площадок (99 магазинов в 2009 г. против 102 в 2008-м), за 2009 г. «Фуршет» открыл 5 новых магазинов. Четвертый в рейтинге — «ПАККО-холдинг» («Вопак», «Пакко»), проблемы с кредитными ресурсами которого значительно тормозят развитие компании: за год компания открыла три новых магазина, а два закрыла.
В пятерку крупнейших ритейлеров Украины в 2009 г. ворвалась компания «Евротек». За последние два года компания заключила сделки M&A, что позволило только за 2009 г. открыть 74 новых магазина и объединить в одну компанию 5 розничных брендов — «Фреш», «Арсен», «Квартал», «Союз», Fresh-Market.
Рекорды по открытию новых магазинов в 2009 г. ставили в основном региональные сети дискаунтеров. Прорыв совершила компания «Украинский ритейл» («Брусниця»), которая входит в состав «СКМ», подконтрольной Ринату Ахметову. За 2009 г. сеть пополнилась 32 новыми магазинами, в результате сеть выросла до 68 точек. Благодаря этому компания взлетела в рейтинге за год с девятого на шестое место, потеснив «ЭКО» (ЭКО-маркет), Volwest Group («Наш Край», «Наш Край-экспресс») и «Квиза Трейд» («Велика Кишеня», «Просто маркет»).
В лидерах по количеству открытых в 2009 г. магазинов есть и новички рынка: Rainford — 29 новых магазинов и «Торговая сеть №1» («Добрый купец») — 28 точек. При этом сеть «Добрый купец» начала работу только в 2009 г. Также новичком-2009 в кризисный год стал литовский оператор «ЦЕНТР-Т», открывший 11 магазинов под брендом Novus.
Одновременно с этим из списка исчезли «Большая ложка», «Вестер», «О’КЕЙ», «МД Ритейл», «Тристан», «Ален», «Оливье». Именно за счет поглощения этих сетей нынешним лидерам открытий 2009 г. удалось расширить свои сети.
Таким образом развиваться в 2009 г. удавалось в основном мелким региональным сетям. Они не обременены кредитами в отличие от национальных сетей и развивались за счет собственных средств, объясняют эксперты. «Стабильное развитие компании в текущем году основано на адекватной потребностям потребителя ценовой политике сети «АТБ», — утверждает генеральный директор корпорации «АТБ» Борис Марков. Этот постулат стал нормой для всех удачных торговых сетей Украины. Именно исходя из этого они открывали в основном «магазины у дома». «Это очень удобный формат как для покупателей, так и для нас. Он привлекателен доступностью цен и наличием арендных площадей по приемлемым ценам», — уточняет гендиректор сети «Наш Край» Виктор Мольченко. Эта компания в 2009 г. открыла 22 новых магазина, в результате общее количество точек на конец 2009 г. стало на три меньше, чем в 2008 г. «В начале 2009 года у нас была принята новая стратегия развития, согласно которой магазины нашей сети будут сконцентрированы в западном и центральном регионах. В связи с чем торговые точки на восточном и южном регионах Украины были закрыты, а точнее перемещены в регионы нашей концентрации», — объясняет г-н Мольченко.
Эксперты и представители торговых сетей единодушно сходятся во мнении, что в 2010 г. произойдет существенный рост рынка. Компании, которые в 2009 г. не стремились к открытию новых площадок, заявляют о масштабном прорыве в 2010 г. «Поскольку доступных кредитных средств на сегодня нет, скорее всего, в 2010 г. развиваться будут те сети, у которых есть доступ к инвестиционным ресурсам, либо кто уже вложил собственные деньги и теперь не может не открыться», — считает Виктор Мольченко.
«Велика Кишеня» планирует увеличить продажи в сети на 20-25% в 2010 г., при условии, что потребление в стране останется на сегодняшнем уровне. При этом уже в первом квартале этого года откроется не менее 6 супермаркетов, а в целом за 2010 г.планируется открытие 20 новых магазинов. «Новые магазины будут открываться за счет внутренних ресурсов компании, в основном, на арендуемых площадях», — уточнили в пресс-службе компании. Ранее компания открывала магазины на собственных площадках, а открытие на арендуемых удешевляет новый магазин в 3-4 раза.
«Украинский Ритейл» также продолжит в 2010 г. стратегию открытия магазинов на арендованных площадях с минимальными затратами на запуск. В планах компании в I квартале 2010 г. открыть более 25 магазинов под брендом «Брусниця» и запустить вторую очередь распределительного центра. «Планов на национальное развитие, или быть представленными в Киеве пока нет», — утверждает г-жа Лысакова.
Что же касается лидера — «АТБ-маркет» — в 2010 г. компания не остановится. «В планах компании на 2010 год открытие более 80 дискаунтеров, при этом наиболее приоритетными для развития являются Донецкая, Луганская и Харьковская области», — отмечает г-н Марков.
Всего 27 розничных торговых сетей (из 50) сумели в кризисных условиях увеличить количество магазинов, 9 операторов — сократили, пишет издание.
Крупнейшие торговые сети Украины (согласно публикации «Дело»)
Сети |
Количество торговых точек, конец 2009 |
Количество торговых точек, конец 2008 |
Количество открытых в 2009 торговых точек |
Количество областей покрытия |
АТБ |
372 |
292 |
83 |
14 |
Сільпо, Фора, Фоззі, Буми-маркет |
298 |
283 |
16 |
24 |
Фуршет |
99 |
102 |
5 |
21 |
Вопак, Пакко |
86 |
85 |
3 |
10 |
Фреш, Арсен, Квартал, Союз, Fresh-Market |
74 |
9 |
74 |
11 |
Брусниця |
68 |
38 |
32 |
5 |
ЕКО-маркет |
67 |
65 |
9 |
14 |
Наш Край, Наш Край-экспресс |
55 |
58 |
22 |
13 |
Велика Кишеня, Просто маркет |
48 |
52 |
1 |
18 |
Рукавичка |
43 |
30 |
13 |
1 |
Rainford |
43 |
14 |
29 |
4 |
Плюс |
33 |
28 |
5 |
2 |
Таврия-В, Космос |
32 |
32 |
0 |
4 |
SPAR |
29 |
32 |
7 |
7 |
Добрый купец |
28 |
0 |
28 |
6 |
Metro |
25 |
23 |
2 |
15 |
Абсолют (Луганск) |
25 |
22 |
4 |
3 |
Амстор |
24 |
23 |
1 |
5 |
Барвінок |
24 |
23 |
1 |
3 |
Эконом-плюс |
24 |
21 |
3 |
2 |
Копійка |
22 |
22 |
2 |
2 |
Колібріс, Наш |
21 |
21 |
1 |
6 |
Фаворит |
19 |
30 |
0 |
1 |
Billa |
19 |
14 |
5 |
10 |
Торговий світ, Ровекс |
19 |
18 |
2 |
3 |
Полагросервис |
17 |
14 |
3 |
1 |
Економ, Бакалія |
16 |
16 |
0 |
2 |
Обжора (Одесса) |
15 |
13 |
2 |
1 |
Виртус |
14 |
12 |
2 |
2 |
Марс |
14 |
14 |
0 |
2 |
Обжора (Донецк), Gourmet |
14 |
12 |
2 |
1 |
Абсолют (Черкассы) |
14 |
15 |
0 |
1 |
555 |
13 |
13 |
2 |
2 |
Корона, Грош, К-Маркет |
12 |
12 |
1 |
1 |
Седам |
12 |
13 |
0 |
1 |
Дигма |
11 |
9 |
2 |
1 |
Novus |
11 |
0 |
11 |
3 |
БиМаркет |
11 |
9 |
3 |
1 |
Аликон-маркет |
11 |
11 |
1 |
1 |
Таргет |
10 |
10 |
0 |
1 |
Колос |
10 |
6 |
4 |
1 |
Шара |
9 |
9 |
0 |
1 |
Пан-маркет |
9 |
0 |
9 |
1 |
Островок |
8 |
12 |
0 |
1 |
Varus |
8 |
33 |
2 |
3 |
Капи |
8 |
8 |
0 |
1 |
Оскар |
8 |
6 |
2 |
1 |
Арбат |
8 |
8 |
0 |
1 |
ЮСИ |
8 |
8 |
0 |
2 |
Ярославна |
8 |
6 |
2 |
1 |
Источник: proretail.info
|
|
|
|
|
|
Поиск
|
Подписка
|
|
|
|
|
|
|
|