2008-07-09 19:28:04
Санкт-Петербург является лидером по обеспеченности качественными торговыми
площадями по сравнению с другими городами России. На начало 2008 года
обеспеченность торговыми площадями достигла показателя – 517 кв.м. на 1 000
человек. С учетом обеспеченности торговыми площадями в крупных городах Европы
(800 кв.м. на 1000 человек), а также прогноза ввода качественной торговой
недвижимости, обеспеченность торговыми площадями в Санкт-Петербурге приблизится
к европейской уже в 2009 году.
«К концу 2009 года ожидается достижение равновесной точки рынка и его
стабилизация, которая значительно усилит конкуренцию», - считает Екатерина
Марковец, директор департамента консалтинга и оценки АРИН.
По мнению экспертов, в ближайшее время на рынке начнется новая фаза развития.
Рынок стабилизируется, темпы роста арендных ставок будут корректироваться. В
перспективе, ввиду усилившейся конкуренции, торговые центры Санкт-Петербурга с
неудачной концепцией или местоположением вынуждены проводить реконцепцию, либо
репозиционирование (например, River House, “Варшавский экспресс”, “Космополис”).
Наиболее неудачные объекты будут вынуждены уйти с рынка.
Предложение
По данным специалистов АРИН, в I квартале 2008 года было введено 3 объекта
совокупной площадью 129 450 кв.м. Всего же в 2008 году планируется ввести в
эксплуатацию порядка 600 000 кв.м. торговых площадей (с учетом переноса
заявленных первоначально на 2008 год сроков ввода по таким масштабным проектам
как «Лето», «Стокманн» и «Невский Колизей» на 2009 год.) Таким образом, общий
объем предложения качественных торговых площадей на конец 2008 года составит
порядка 3,8 млн.кв.м. «Увеличение предложения качественных торговых площадей
происходит в основном за счет ввода новых комплексов, - рассказывает Екатерина
Марковец.
Торговые объекты, заявленные к вводу в эксплуатацию в 2008 г.
Предложение действующих качественных торговых площадей Санкт-Петербурга
распределено по городу неравномерно. На конец 2007 года лидируют три района:
Приморский (17%), с небольшим отставанием от него Выборгский и Московский районы
города (по 14%). Менее всего торговых центров представлено в пригородных
районах, таких как Курортный, Пушкинский, а также в приближенных к центру
районах (Василеостровском, Петроградском, Адмиралтейском). «В ближайшее время
основной прирост торговых площадей также будет происходить за счет Московского и
Приморского района», - рассказывает Екатерина Марковец. На третье место выходит
Фрунзенский район. В этих районах ожидается более чем двукратное увеличение
торговых площадей.
Прогноз тенденций развития географического положения торговых площадей (до
2011 года)
На сегодня площадь большинства объектов торговой недвижимости составляет от 3
000 и до 20 000 кв. м. «В этом диапазоне площадей работают практически все
торговые центры, гипермаркеты, а также ведется торговля в торгово-офисных
центрах», - комментирует Екатерина Марковец. Торговые площади от 20 000 кв. м. и
более занимают торгово-развлекательные комплексы, многофункциональные комплексы
и моллы (от 85 000 кв.м.). Их доля, по численности и суммарной площади, отстает
от ставших традиционными форматов торговых центров и гипермаркетов.
«В то же время, в разрезе строящихся и проектируемых объектов картина
существенно меняется, – рассказывает Екатерина Марковец. - Интерес девелоперов
заметно смещается в направлении крупных по площади объектов от 40 000 до 85 000
кв.м».
Из строящихся в настоящее время менее 24% объектов имеет арендопригодные
торговые площади до 10 000 кв.м. Большинство находится вблизи центральной части
города и является структурным элементом многофункциональных комплексов, или
входит в торгово-офисныe центры, торговых центров в них меньше половины. Среди
проектируемых объектов, доля площадей менее 10 000 кв.м. заметно уменьшается.
Более чем 30% от числа проектов приходится на многофункциональные и
развлекательные центры, и по 15% - на торгово-офисные центры и торговые центры.
Спрос
На сегодня заполняемость торговых центров составляет порядка 95%. Оставшиеся
5%, как правило, являются площадями, на которых в настоящий момент идет смена
арендаторов. В наиболее успешных торговых комплексах площади заполнены на 100%.
«Как правило, это торговые комплексы, построенные в районах с ощутимым
превышением спроса на торговые площади над предложением», - говорит Екатерина
Марковец. Происходит увеличение ротации арендаторов в более привлекательные по
месторасположению торговые центры, особенно находящиеся у метро. На сегодня
уровень вакантных площадей в момент открытия нового ТЦ в среднем колеблется от
20 до 40%.
Арендные ставки
В настоящее время рынок качественной торговой недвижимости характеризуется
значительным диапазоном арендных ставок. «Арендные ставки для якорных
арендаторов может быть в разы ниже, чем для операторов того же профиля, но
отличного по статусу (неякорного), - заметила Екатерина Марковец. – Однако в
связи с грядущим насыщением рынка, в ближайшие годы эксперты прогнозируют
стабилизацию и некоторую корректировку арендных ставок».
На сегодня, уровень арендных ставок для «якорей» варьируется в диапазоне
120-850 $/кв.м. в год, для арендаторов торговой галереи – 300 - 2 000 $/кв.м. в
год. Годовой рост арендных ставок составил в среднем 7 % для якорных арендаторов
и 15 % для прочих групп арендаторов. «Следует отметить, что девелоперы
постепенно переходят от фиксированных арендных ставок к использованию арендной
платы, рассчитываемой как % от оборота, либо к фиксированной арендной ставке,
плюс % от оборота», - отметила Екатерина Марковец.
Тенденции и прогнозы
1. Обеспеченность торговыми площадями в Санкт-Петербурге приблизится к
среднеевропейской уже в 2009 году. К концу 2009 года ожидается достижение
равновесной точки рынка и его стабилизация, которая значительно усилит
конкуренцию.
2. Увеличивается количество многофункциональных проектов (с офисной,
гостиничной и жилой составляющей). В ряде заявленных проектов крупных
многофункциональных комплексов торговая функция носит сопутствующий характер.
3. Происходит увеличение общей площади проектов, увеличение доли региональных
и суперрегиональных торговых комплексов в общем объеме ввода качественных
торговых площадей;
4. Стали появляться проекты строительства подземных торговых комплексов.
Поскольку в основном они проектируются в центре города, то в будущем в условиях
ужесточения конкуренции они будут выигрывать как за счет оригинальных концепций,
так и за счет местоположения.
5. В связи с постепенным насыщением рынка Санкт-Петербурга форматом
гипермаркета, доля отдельностоящих гипермаркетов в общей структуре рынка будет
заметно уменьшаться. В заявленных проектах гипермаркеты обычно входят в состав
торгово-развлекательных комплексов суперокружного и регионального масштаба.
6. С постоянным ростом уровня доходов населения наблюдается рост
потребностей, общей покупательной способности населения и требований к качеству
жизни. Возрастают требования населения к предлагаемым товарам и уровню
обслуживания, а также торговым форматам. На рынок будут выходить новые операторы
и сети, стремящиеся занять новые ниши. Активное развитие в ближайшие годы
получат проекты уровня “мидл-элит” и “элит”, направленные на группу потребителей
с высоким уровнем доходов.
7. С ростом конкуренции будут расти требования рынка к уникальности
развлекательной составляющей, девелоперы будут уходить от однообразия концепций,
рынок качественных торговых объектов по своей структуре будет приближаться к
международной классификации.
8. В перспективе, ввиду усилившейся конкуренции, торговые центры
Санкт-Петербурга с неудачной концепцией или местоположением будут вынуждены
проводить реконцепцию, либо репозиционирование. Источник: http://www.arin.spb.ru/
|