2008-07-21 10:26:00
Через год после вступления Болгарии в ЕС в стране растут цены и потребление, а
также доля супермаркетов, гипермаркетов и дискаунтеров на рынке. В 2008 году Болгария спустилась в рейтинге привлекательности инвестиций в
ритейле среди развивающихся стран A.T. Kearney с 12-й на 16-ю позицию.
Существуют две главные причины снижения оценки A.T.Kearney. Во-первых,
болгарский национальный FMCG-рынок достиг этапа насыщения, и возможности для
инвестирования сужаются. Во-вторых, по оценкам вице-президента компании A.T.
Kearney Яна ван дер Оорда, страна сталкивается со значительными
макроэкономическими и структурными трудностями. По прогнозам, в 2008 году
инфляция достигнет 9%, а рост ВВП снизится до 5,5%.
Кроме того, остаются существенные бюрократические барьеры при входе
иностранных ритейлеров и инвесторов на рынок. Ввиду этого, несмотря на
присоединение Болгарии к ЕС, самое значительное событие в стране прошедшего
года, в 2009 году ожидается снижение темпа роста розничной торговли в стране до
около 10%, - считает г-н ван дер Оорд. С другой стороны, болгарский ритейл
сохраняет свою привлекательность во многих отношениях, что связано прежде всего
с все еще низким уровнем концентрации на рынке. На сегодняшний день, по оценкам
A.T. Kearney, пять крупнейших сетей страны контролируют менее 20% рынка, а в
2009 году их доля превысит 25%.
Первый год в ЕС
На протяжении первого года после вступления страны в ЕС, FMCG торговля
развивалась динамично. Рост ВВП составил около 6%, индекс потребительских цен
вырос на 12,5%. Средние доходы населения увеличились на 20%, существенно выросли
доходы розничного бизнеса. Точных данных об объеме FMCG-рынка в Болгарии нет. По
информации Национального статистического института Болгарии, продажи продуктов
питания, напитков и сигарет в 2007 году достигли 4,1 млрд. левов (2,1 млрд.
евро), что на 4,4% больше, чем в предыдущем году.
В то же время, исследовательская компания АСNielsen отмечает 22-процентный
рост стоимости отслеживаемых компанией продуктовых категорий за период с декабря
2006 по ноябрь 2007 года, а также 15-процентный рост стоимости непродуктовых
категорий.
В первой половине года после вступления Болгарии в ЕС, цены на основные
потребительские товары остались без изменений. Но глобальное подорожание сырья и
топлива дало толчок росту цен на рынке, после чего они приблизились к
европейским. По данным «Евростата», с апреля 2007 до апреля 2008 года цены на
продукты питания в стране повысились на 25,4%. По этому показателю Болгария
занимает первое место в ЕС (средний рост цен продуктов питания в Европейском
союзе составляет 7,1%, для еврозоны – 6,2%).
По наблюдениям GfK Bulgaria, потребление болгарских домохозяйств в 2007 году
увеличивалось в стоимостном выражении, однако в количественном выражении
произошел небольшой спад. Однако, с начала текущего года потребление в стране
растет и в денежном, и в количественном выражении. Это связано с увеличением
доходов населения и введением т.н. «плоского налога» на доходы физических лиц с
начала 2008 года. Розничники, производители и дистрибьюторы однозначно
утверждают, что есть заметный рост в премиум-сегменте – в продаже дорогих,
качественных и брендированных товаров.
Современная торговля
Инфляция и рост цен основных групп товаров массового потребления стимулируют
развитие современных торговых каналов. По данным GfK Bulgaria, по состоянию на
первый квартал 2008 года 30% покупок домохозяйств приходится на супермаркеты,
гипермаркеты и магазины «кеш энд керри».
Процесс развития современных торговых каналов начался в Болгарии в 1999 году
с приходом сети Metro. На сегодняшний день Metro остается единственной крупной
сетью в сегменте „кеш энд керри“. Metro лидирует по обороту и ее доля в бюджете
домохозяйств, потраченном на покупки продуктов питания и напитков, устойчиво
растет. В последние несколько лет клиентами Metro являлись как корпоративные
клиенты, так и физические лица. Сегодня сеть начинает возвращаться к своему
основному формату деятельности – оптовому, что говорит о структуризации торговли
в стране.
Вторая крупная сеть, вошедшая на болгарский рынок – это австрийская Billa,
оперирующая в формате супермаркетов. В этом формате работает и несколько
крупных национальных сетей. В столице Софии - это сети "Фантастико" и "Фамилия".
Недавно последняя была продана по частям ее менеджменту и литовской T-Market,
которая осуществляет экспансию в стране.
В категории „супермаркетов“ интересно развивается сеть "Пикадили",
центральный офис которой находится в Варне. Сеть удачно воспользовалась волной
открытий моллов в стране и сумела вырасти в игрока национального уровня. В 2006
году "Пикадили" одновременно открыла два магазина в столице и один - в Велико
Тарново (центральная Болгария). Годом позже собственники продали мажоритарный
пакет компании, занимающейся операционной деятельностью, сербской „Делта
холдинг“ (дочернее подразделение „Делта М“). Сделка с сетью "Пикадили" – первый
выход „Делта М“ на европейский рынок. В Болгарии "Делта М" планирует зайти также
в форматы „кеш энд керри“ и „удобный магазин“, а также не исключает поглощений
других компаний, особенно работающих в легкой промышленности.
Розничные сети в Болгарии – количество магазинов и площади, июнь 2008 г.
Новая волна
На сегодняшний день болгарская торговля ожидает новую волну экспансии в самых
быстроразвивающихся сегментах – дискаунтерах, гипер- и супермаркетах. К первой
группе относится германская сеть Kaufland, позиционирующаяся как „мягкий
дискаунтер“. Хотя сеть ступила на рынок только два года назад, у нее уже есть 18
магазинов. В этой категории работает и литовский T-Market. До конца нынешнего
года или в начале следующего в стране также должны открыться германские „жесткие
дискаунтеры“ Lidl, Plus и Penny Market. Они давно уже покупают земельные участки
в стране, готовясь к выходу на рынок, а инфляционные процессы в экономике делают
перспективы их выхода еще более радужными.
Другое важное событие, которого ждут в Болгарии, это открытие первого объекта
французской Carrefour в декабре этого года в городе Бургас. На протяжении двух
лет сеть планирует открыть 4 гипермаркета и довести годовой оборот до около 150
млн. евро. Приход Carrefour обозначает появления гипермаркетов „высшей лиги“,
поскольку в этом формате пока оперируют только германской HIT с двумя магазинами
в столице.
Усиливающееся конкуренция и выход иностранных розничников стимулируют
процессы консолидации небольших игроков. К примеру, сеть CBA работает по
венгерскому ноу-хау и представляет собой маркетинговое объединение разных типов
небольших магазинов. Под ее вывеской развивается множество сильных региональных
сетей. Особенно амбициозно развивается северовосточное подразделение – CBA Asset
Management. Эта компания уже вышла на болгарский фондовый рынок (первая
розничная сеть на фондовом рынке вообще). Потом сеть открыла магазин в Софии, а
недавно завершила сделку по покупке варненской сети „Барлекс“.
Другая форма объединения небольших магазинов и сетей – сеть „Кооп“, под чьим
брендом работают магазины кооперативного союза в Болгарии.
В стране также появились сети супермаркетов сегмента «люкс» и «гурман», такие
как „Элемаг“ и „Дар богов“. Кроме того, отмечается рост специализированных
магазинов, в столице уже появился первый магазин, в котором продаются
исключительно биопродукты. Все эти изменения говорят о процессе профилирования
магазинов на рынке и усиливающейся конкуренции в рознице.
Объем продаж крупнейших розничных сетей Болгарии, млн. евро
Как покупают болгары
- Основная часть покупок продуктов питания все еще
осуществляется в квартальных магазинах. Но в 2007 году выросла доля
супермаркетов как основного места покупок продуктов питания. - Растущее
значение супермаркетов и сетевых магазинов приводит к увеличению потребительской
корзины и к сокращению частоты покупок. В 2007 году частота покупок уменьшилась
на 5%, а количество продуктов, купленных за один поход в магазин, выросло на
2,2%. - Основной фактор выбора магазина для покупок продуктов питания - это
его удобное расположение (недалеко от дома или работы). - Болгарский
потребитель занимает 8-ое место по удовлетворенности ценами в магазинах среди
всех 11 стран, участвовали в исследовании. - Доля потребителей,
передвигающихся на машине к месту покупок продуктов питания, вырос в 2007 году
на 8%. - Однако, Болгария вместе с Румынией занимает одно из последних мест в
регионе по этому показателю. - Доля потребителей, покупающих продукты частной
марки магазинов выросла в 2007 году до 38%, что на 10% больше по сравнению с
показателям предыдущего года.
Недвижимость в Болгарии также очень интересна для инвестирования. Она будет приносить прибыль уже в первые годы. Купить при этом ее можно на выгодных условиях.
|