Аналитика и исследования коммерческой и жилой недвижимости Украины


Главная О компании Услуги компании Наши клиенты Реклама Контакты






Болгарский ритейл становится европейским

2008-07-21 10:26:00

Болгарский ритейл становится европейскимЧерез год после вступления Болгарии в ЕС в стране растут цены и потребление, а также доля супермаркетов, гипермаркетов и дискаунтеров на рынке. В 2008 году Болгария спустилась в рейтинге привлекательности инвестиций в ритейле среди развивающихся стран A.T. Kearney с 12-й на 16-ю позицию. Существуют две главные причины снижения оценки A.T.Kearney. Во-первых, болгарский национальный FMCG-рынок достиг этапа насыщения, и возможности для инвестирования сужаются. Во-вторых, по оценкам вице-президента компании A.T. Kearney Яна ван дер Оорда, страна сталкивается со значительными макроэкономическими и структурными трудностями. По прогнозам, в 2008 году инфляция достигнет 9%, а рост ВВП снизится до 5,5%.

 

Кроме того, остаются существенные бюрократические барьеры при входе иностранных ритейлеров и инвесторов на рынок. Ввиду этого, несмотря на присоединение Болгарии к ЕС, самое значительное событие в стране прошедшего года, в 2009 году ожидается снижение темпа роста розничной торговли в стране до около 10%, - считает г-н ван дер Оорд. С другой стороны, болгарский ритейл сохраняет свою привлекательность во многих отношениях, что связано  прежде всего с все еще низким уровнем концентрации на рынке. На сегодняшний день, по оценкам A.T. Kearney, пять крупнейших сетей страны контролируют менее 20% рынка, а в 2009 году их доля превысит 25%.

 

Первый год в ЕС

 

На протяжении первого года после вступления страны в ЕС, FMCG торговля развивалась динамично. Рост ВВП составил около 6%, индекс потребительских цен вырос на 12,5%. Средние доходы населения увеличились на 20%, существенно выросли доходы розничного бизнеса. Точных данных об объеме FMCG-рынка в Болгарии нет. По информации Национального статистического института Болгарии, продажи продуктов питания, напитков и сигарет в 2007 году достигли 4,1 млрд. левов (2,1 млрд. евро), что на 4,4% больше, чем в предыдущем году.

 

В то же время, исследовательская компания АСNielsen отмечает 22-процентный рост стоимости отслеживаемых компанией продуктовых категорий за период с декабря 2006 по ноябрь 2007 года, а также 15-процентный рост стоимости непродуктовых категорий.

 

В первой половине года после вступления Болгарии в ЕС, цены на основные потребительские товары остались без изменений. Но глобальное подорожание сырья и топлива дало толчок росту цен на рынке, после чего они приблизились к европейским. По данным «Евростата», с апреля 2007 до апреля 2008 года цены на продукты питания в стране повысились на 25,4%. По этому показателю Болгария занимает первое место в ЕС (средний рост цен продуктов питания в Европейском союзе составляет 7,1%, для еврозоны – 6,2%).

 

По наблюдениям GfK Bulgaria, потребление болгарских домохозяйств в 2007 году увеличивалось в стоимостном выражении, однако в количественном выражении произошел небольшой спад. Однако, с начала текущего года потребление в стране растет и в денежном, и в количественном выражении. Это связано с увеличением доходов населения и введением т.н. «плоского налога» на доходы физических лиц с начала 2008 года. Розничники, производители и дистрибьюторы однозначно утверждают, что есть заметный рост в премиум-сегменте – в продаже дорогих, качественных и брендированных товаров.

 

Современная торговля

 

Инфляция и рост цен основных групп товаров массового потребления стимулируют развитие современных торговых каналов. По данным GfK Bulgaria, по состоянию на первый квартал 2008 года 30% покупок домохозяйств приходится на супермаркеты, гипермаркеты и магазины «кеш энд керри».

 

Процесс развития современных торговых каналов начался в Болгарии в 1999 году с приходом сети Metro. На сегодняшний день Metro остается единственной крупной сетью в сегменте „кеш энд керри“. Metro лидирует по обороту и ее доля в бюджете домохозяйств, потраченном на покупки продуктов питания и напитков, устойчиво растет. В последние несколько лет клиентами Metro являлись как корпоративные клиенты, так и физические лица. Сегодня сеть начинает возвращаться к своему основному формату деятельности – оптовому, что говорит о структуризации торговли в стране.

 

Вторая крупная сеть, вошедшая на болгарский рынок – это австрийская Billa, оперирующая в формате супермаркетов.  В этом формате работает и несколько крупных национальных сетей. В столице Софии - это сети "Фантастико" и "Фамилия". Недавно последняя была продана по частям ее менеджменту и литовской T-Market, которая осуществляет экспансию в стране.

 

В категории „супермаркетов“ интересно развивается сеть "Пикадили", центральный офис которой находится в Варне. Сеть удачно воспользовалась волной открытий моллов в стране и сумела вырасти в игрока национального уровня. В 2006 году "Пикадили" одновременно открыла два магазина в столице и один - в Велико Тарново (центральная Болгария). Годом позже собственники продали мажоритарный пакет компании, занимающейся операционной деятельностью, сербской „Делта холдинг“ (дочернее подразделение „Делта М“). Сделка с сетью "Пикадили" – первый выход „Делта М“ на европейский рынок. В Болгарии "Делта М" планирует зайти также в форматы „кеш энд керри“ и „удобный магазин“, а также не исключает поглощений других компаний, особенно работающих в легкой промышленности.


Розничные сети в Болгарии – количество магазинов и площади, июнь 2008 г.


Новая волна

 

На сегодняшний день болгарская торговля ожидает новую волну экспансии в самых быстроразвивающихся сегментах – дискаунтерах, гипер- и супермаркетах. К первой группе относится германская сеть Kaufland, позиционирующаяся как „мягкий дискаунтер“. Хотя сеть ступила на рынок только два года назад, у нее уже есть 18 магазинов. В этой категории работает и литовский T-Market. До конца нынешнего года или в начале следующего в стране также должны открыться германские „жесткие дискаунтеры“ Lidl, Plus и Penny Market. Они давно уже покупают земельные участки в стране, готовясь к выходу на рынок, а инфляционные процессы в экономике делают перспективы их выхода еще более радужными.

 

Другое важное событие, которого ждут в Болгарии, это открытие первого объекта французской  Carrefour в декабре этого года в городе Бургас. На протяжении двух лет сеть планирует открыть 4 гипермаркета и довести годовой оборот до около 150 млн. евро. Приход Carrefour обозначает появления гипермаркетов „высшей лиги“, поскольку в этом формате пока оперируют только германской HIT с двумя магазинами в столице.

 

Усиливающееся конкуренция и выход иностранных розничников стимулируют процессы консолидации небольших игроков. К примеру, сеть CBA работает по венгерскому ноу-хау и представляет собой маркетинговое объединение разных типов небольших магазинов. Под ее вывеской развивается множество сильных региональных сетей. Особенно амбициозно развивается северовосточное подразделение – CBA Asset Management. Эта компания уже вышла на болгарский фондовый рынок (первая розничная сеть на фондовом рынке вообще). Потом сеть открыла магазин в Софии, а недавно завершила сделку по покупке варненской сети „Барлекс“.

 

Другая форма объединения небольших магазинов и сетей – сеть „Кооп“, под чьим брендом работают магазины кооперативного союза в Болгарии.

 

В стране также появились сети супермаркетов сегмента «люкс» и «гурман», такие как „Элемаг“ и „Дар богов“. Кроме того, отмечается рост специализированных магазинов, в столице уже появился первый магазин, в котором продаются исключительно биопродукты. Все эти изменения говорят о процессе профилирования магазинов на рынке и усиливающейся конкуренции в рознице.

 

Объем продаж крупнейших розничных сетей Болгарии, млн. евро

 


Как покупают болгары

- Основная часть покупок продуктов питания все еще осуществляется в квартальных магазинах. Но в 2007 году выросла доля супермаркетов как основного места покупок продуктов питания.
- Растущее значение супермаркетов и сетевых магазинов приводит к увеличению потребительской корзины и к сокращению частоты покупок. В 2007 году частота покупок уменьшилась на 5%, а количество продуктов, купленных за один поход в магазин, выросло на 2,2%.
- Основной фактор выбора магазина для покупок продуктов питания - это его удобное расположение (недалеко от дома или работы).
- Болгарский потребитель занимает 8-ое место по удовлетворенности ценами в магазинах среди всех 11 стран, участвовали в исследовании.
- Доля потребителей, передвигающихся на машине к месту покупок продуктов питания, вырос в 2007 году на 8%. - Однако, Болгария вместе с Румынией занимает одно из последних мест в регионе по этому показателю.
- Доля потребителей, покупающих продукты частной марки магазинов выросла в 2007 году до 38%, что на 10% больше по сравнению с показателям предыдущего года.

Недвижимость в Болгарии также очень интересна для инвестирования. Она будет приносить прибыль уже в первые годы. Купить при этом ее можно на выгодных условиях.


Поиск

Подписка

Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья
Готовые исследования, обзоры
Новости, статьи и аналитика
RSS-лента (новости, статьи и аналитика)
RSS-лента (Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья)
RSS-лента (Готовые исследования, обзоры)