Аналитика и исследования коммерческой и жилой недвижимости Украины


Главная О компании Услуги компании Наши клиенты Реклама Контакты






Торговый центр

2008-10-03 19:26:52

socmart-fotoНовый для российского рынка формат торговых центров life-style, или по-русски «стиль жизни», кажется чем-то нетрадиционным, изысканным и дорогим. Особенно если сравнивать со всеми типовыми торговыми центрами, построенными в России за последние пять лет.
   На своей родине, в США, торговый центр категории life-style тоже считается дорогим магазином по сравнению с обычным моллом. Как говорят международные эксперты, центр life-style предназначен для «верхушки среднего класса». Хотя он открыт для всех желающих.
   О новых форматах эксперты заговорили еще в 2006 г. Поднимать тему life-style торговых центров сейчас самое время. Даже несмотря на то что действующих объектов в России единицы, проекты есть. Предприниматели в конкурентной борьбе всеми силами стремятся произвести впечатление на потребителей каким-нибудь новшеством. Руководители крупных девелоперских компаний не раз заявляли, что хотят освоить доселе неведомые России типы торговой недвижимости. Кто диктует моду на торговые центрыКстати, на портале наших партнеров вы можете заказать быстро и недорого корм для собак.

 

   Первые проекты life-style появились в Московском регионе. Точнее было бы назвать их прообразами тех life-style центров, которые в недалеком будущем украсят столицу.
   Если посмотреть на ближайшие к России регионы, то не отстает от Москвы украинская столица. К концу 2007 г. в Киеве на Московском проспекте откроется комплекс, который его авторы. ТЦ сочетает в себе не только магазины и развлечения, но и офисные помещения, что вполне вписывается в зарубежные стандарты «лайф-стайл». Украинские девелоперы определяют формат «лайф-стайл» как торговый центр, отражающий стиль красивой и комфортной жизни потребителей. Life-style центр нужно обычно размещать, по их мнению, в районе, где живет «верхушка среднего класса». По объему такие комплексы могут быть площадью как 15 000 кв. м, так и 50 000 кв. м. Эти торговые центры отличают дорогие магазины и необычные архитектурные решения.
О пользе форматов

   Российские города стоят всего лишь на пороге открытия life-style, говорит директор отдела торговой недвижимости компании Cushman & Wakefield / Stiles & Riabokonylko (C&W/S&R) Наталия Орешина. Москва застроена в основном типовыми торговыми центрами, рассчитанными на массовую аудиторию, отмечают консультанты. По данным CWSR, в столице по-прежнему не хватает современных ТЦ. Уровень свободных для аренды площадей в качественных торговых центрах летом не превышал 1%. Что уже говорить о регионах России, отстающих на 2-3 года от столицы.
   Судя по зарубежной практике, оригинальные, эксклюзивные и дорогостоящие форматы торговых помещений появляются на рынке тогда, когда он насыщается крупными торговыми центрами, полностью покрывающими потребности массовой аудитории.  
   Life-style не единственный новый для России формат: наряду с ним в стране свободны сегменты department stores (универмаги, управляемые одним оператором), outlet-центров (крупные магазины на окраинах или за городом, где представлены товары ведущих марок с дисконтом 30-70%), power-центров (ТЦ, состоящие из нескольких отдельно стоящих магазинов с якорными арендаторами и небольшой торговой галереей), ритейл-парков (несколько торговых центров разных форматов, объединенных общей инфраструктурой).
   Но международные консультанты убеждены, что чем раньше появятся новые форматы, тем лучше. Инвестор займет свободную нишу, а у покупателя появится альтернатива.
Классика жанра

   О, Bella Terra, Bella Terra! Само название навевает любителю шопинга ощущение чего-то невообразимо прекрасного и праздничного. Если к тому же учесть, что этот торговый центр расположился в солнечной Калифорнии, среди пальм, океанского бриза и в самом центре красивой «звездной» жизни, то посетителю становится ясно, что такое классический life-style. Кажется, что такие места, как Калифорния, идеально подходят для этого формата, ведь именно в южных широтах, среди тепла и роскоши природы, у людей появляется ощущение праздности. А это свойственно потенциальным клиентам «лайф-стайл» центров. Одним словом, такие торговые галереи создаются, чтобы люди расслаблялись в них и получали кроме удовольствия от покупок еще и эстетическое наслаждение. Поэтому каждый такой объект эксклюзивен, «лайф-стайл» едва ли захочется назвать «типовым» торговым комплексом или «клоном».
   Полное название известного калифорнийского центра торговли и отдыха — Bella Terra Huntington Beach Mall. Это квартал магазинов и развлечений, открывшийся в 2004 г. в Huntington Beach, популярном месте отдыха серферов. В здешних краях Bella Terra называют торговым аттракционом. Здесь можно встретить, например, специализированный магазин для серферов, занявший 7000 кв. м и продающий спортивное оборудование и одежду.
   Квартал Bella Terra поистине огромен: он включает 71 магазин с рестораном — как закрытые, так и открытые помещения — и кинотеатр на 20 залов. И все это на пространстве в 800 000 кв. м. Поражает воображение и многоуровневый паркинг на 1540 кв. м. Bella Terra — проект на $170 млн, девелоперами которого стали компании J. H. Snyder Co., Ezralow Co. совместно с правительством Huntington Beach. Что показательно, торговый квартал раскинулся на месте старого молла, построенного здесь в 1966 г. «Мода на торговые центры на открытом воздухе с развлекательными кварталами, ставшими частью концепции, дошла до побережья Северной Калифорнии», — подытоживают промоутеры Huntington Beach в пресс-релизах. Похожие объекты вслед за Bella Terra возведены в калифорнийских местечках Пасадене — Paseo Colorado за $225 млн и в Sherman Oaks — Galleria за $100 млн.
   Dezert Ridge Marketplace — еще одно популярное торговое чудо под открытым небом, расположенное в г. Феникс, штат Аризона. Его создатель — компания Vestar Development Property работает на американском рынке с 1977 г. и специализируется на формате «лайф-стайл». Компания сообщает что в Dezert Ridge Marketplace клиент может совершать покупки, обедать, увлекаться серфингом, да и просто приятно отдыхать, даже ничего не покупая. Центр впечатляет масштабами — он включает 1,2 млн кв. м только торговых площадей, в том числе рестораны и кафе, которых в общей сложности 110. В Dezert Ridge Marketplace есть 950 гостиничных номеров под управлением Marriott, жилой комплекс называется Marriott Dezert Ridge Resort.    Гостиничные услуги как раз характерны для торговых центров в стиле «лайф-стайл». Развлекательная зона центра работает как ночной клуб или концертный зал, так как на здешних площадках часто выступают звезды эстрады. И это тоже характерная для данного формата черта.
   В США, которые считаются родиной «лайф-стайл», первые экземпляры таких торговых центров появились в конце 1980-х гг. В тот момент пресытившуюся типовыми моллами публику надо было срочно подкормить чем-то новым, с изюминкой. В ТЦ этого типа дополнительной составляющей может быть все, что угодно. В общем это попытка привнести в торговый центр элементы того или иного стиля жизни постоянных посетителей. Это и есть, пожалуй, основная характеристика, отличающая комплексы «лайф-стайл» от обычных торговых центров. Девелопер продает стиль жизни. Консультанты говорят, что для этого формата характерно тяготение к сельской местности и пригородам, их залы часто оформлены в виде торговых улиц, девелоперы любят устраивать парки и фонтаны. Обстановка расслабляет посетителя и настраивает его провести время за чашечкой кофе в отличие от атмосферы магазинов, куда люди приходят целенаправленно за покупками.
   В проекте «лайф-стайл» большое значение имеют отделочные материалы, говорит она. Пластиковые столы и стульчики в ресторанных двориках недостойны такого формата. Профили магазинов в этих торговых центров тоже подобраны по-особому — больше магазинов одежды и обуви, а также специализированных товаров. Продукты и электроника в качестве якорных арендаторов встречаются в «лайф-стайл» реже.
   Задумав проект «лайф-стайл», инвестор должен быть готов к серьезной маркетинговой кампании, чтобы создать и поддерживать имидж своего необычного комплекса. Да и в целом проекты таких центров на 20-30% дороже типовых широкоформатных комплексов, сходятся во мнении консультанты. Кроме затратной маркетинговой части дорогой считается и архитектурная концепция.
   Есть общие для формата «лайф-стайл» черты, которые встречаются в торговых центрах во всех странах мира. В то же время каждый комплекс обретает какие-то национальные особенности своего региона. Эксперты выделяют комплексы США, Европы и Австралии. Если американские ТЦ рассчитаны на категорию потребителей с высоким уровнем доходов, то европейские центры более демократичны и в них могут быть совмещены дорогие и не очень дорогие магазины.
   К тому же «лайф-стайл» — не идеальный формат для Европы, он присутствует там далеко не в каждой стране и особенно редок в районах с суровым прохладным климатом. Вторая по численности life-style центров страна — Австралия. Этот континент — просто идеальное место для экспериментов с life-style.
   Но каким может стать русский «лайф-стайл» центр? В России это чаще закрытые помещения. По ценам они будут ориентированы на средний класс и на категорию богатых людей. Однако формат приживется не во всех регионах. В первую очередь освоят его Москва, Санкт-Петербург, южные города и Сибирь.
   В Москве может сформироваться сегмент «лайф-стайл» центров, рассчитанных на очень состоятельную публику. По иронии судьбы, до элиты общества очередь доходит всегда в последний момент, если говорить о распространенности тех или иных форматов. Не занята ниша торговых центров для потребителей с годовым доходом $50 000-60 000.
   Географически такие комплексы будут располагаться не только в пригородах и на больших территориях, но и на скромных площадках внутри Садового кольца. Наиболее подходящими участками консультанты считают в столице Лосиный остров, Кусково, Царицыно, Лужники.

 

http://www.develop.com.ua/


Поиск

Подписка

Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья
Готовые исследования, обзоры
Новости, статьи и аналитика
RSS-лента (новости, статьи и аналитика)
RSS-лента (Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья)
RSS-лента (Готовые исследования, обзоры)