2008-11-27 22:32:36
Теперь уже нельзя не признать, что мировой финансовый кризис затронул некоторые сегменты и отрасли рынков куда как более сильно, нежели другие. Вряд ли кризис сейчас находится в пике своего развития, однако его последствия очевидны уже для всех. В тяжелые для отечественного рынка недвижимости времена всегда приятно получать хорошие новости. Такая как раз пришла из сектора торговой недвижимости.
Буквально только что в Каннах прошла очередная специализированная выставка, посвященная торговой недвижимости и розничным сетям MAPIC 2008. Те, кто не поскупился и выкроил соответствующее время и средства на поездку, были весьма удивлены как самой выставкой, так и ее результатами. Большинство опрошенных сошлись во мнении, что этот MAPIC был крайне адекватным и весьма продуктивным. Естественно, в этом году было меньше участников по сравнению с прошлым годом. Причем меньше не только российских, но и западных экспонентов: до Европы кризис добрался несколько раньше России. Однако, это привнесло в MAPIC 2008 только положительные элементы: выставка стала продуктивной как раз благодаря кризису, теперь никто уже не сидит на своем стенде и не ожидает, пока к нему придет кто-то, кто приобретет проект, вложит деньги и т.п. Теперь все бегают, а это только повышает результативность делового общения.
Разумеется, центральной темой среди отечественных участников MAPIC 2008 стал сектор торговой недвижимости и то, что в нем теперь происходит. Особенно на фоне множественных заявлений крупнейших консультантов о том, что ставки аренды снижаться в ближайшее время не будут, а качественные объекты вряд ли подешевеют. Особенно на фоне открытых и довольно слезных писем отечественных ретейлеров, которые взывают к собственникам понизить арендные ставки или сделать их зависимыми от оборота, ссылаясь при этом на резкое и существенное снижение покупательских потоков и подорожавшие кредитные деньги.
Мы специально побеседовали с Алексеем Могилой, Директором департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty, который побывал на MAPIC 2008 и привез оттуда весьма позитивные впечатления. Прежде всего он отметил, что в условиях кризиса сегмент торговой недвижимости более стабилен, чем, скажем, офисный, подчеркнув при этом, что кризис – это даже в какой-то мере хорошо для сектора, ввиду того, что на рынке определенно останутся лишь профессионалы, которые грамотно отнеслись к выстраиванию своей кредитной политики в прошлом. Он также пояснил, что хотя ретейлеры и испытывают некоторые из тех проблем, о которых говорят, все же есть отдельные представители ретейла, которые попросту решили спекулировать на кризисе. В доказательство своих слов Алексей Могила сослался на руководителя компании «ВатКом» Романа Скороходова, который приехал на MAPIC 2008 с одним весьма любопытным документом, содержащим статистику покупательских потоков. Этот документ (копия имеется у Арендатор.ру) содержит в себе мини-презентацию новой услуги компании, получившей название Индекс потребительской активности (будет запущен в 2009 году). Этот Индекс поможет взглянуть на активность потребителей в различных разрезах: по форматам, площадям, расположению объектов и т.п. Кроме того, в этом документе содержаться довольно неожиданные результаты исследования, проведенного компанией «ВатКом». Проанализировав различные данные, компания пришла к выводу, что в настоящее время потребительская активность показывает динамику, вполне сопоставимую с прошлогодней, а сезонность и вовсе совпадает с 2007 годом.
Эти данные красноречиво свидетельствуют не только о стабильности сектора торговой недвижимости (по большому счету затронуты кризисом были автомобильные продажи и крупная бытовая техника – все то, что люди стремились приобретать в кредит; при этом не следует забывать, что кушать хочется всегда), но и о том, что ретейлеры (даже если и испытывают те или иные проблемы) не находятся на грани вымирания (по меньшей мере – большинство), как о том заявляют.
В целом же, MAPIC 2008 прошел в атмосфере конструктивных деловых переговоров в неформальной обстановке, показал сокращение маркетинговых расходов (вечеринки и т. п.), а также дал понять, что большинство предприятий, связанных с торговой недвижимостью тем или иным образом, не просто почувствовали кризис на себе, но и успели грамотно отреагировать на первые последствия.
Единственно, что омрачило MAPIC 2008 – отсутствие в этом году традиционного фейерверка. Однако, оставим это на совести организаторов – кризис, как-никак, касается не только рынка недвижимости.
http://www.arendator.ru/
|