Итак, закончился январь 2009 года. Трудно сказать, каким именно по счету этот месяц можно занести в хроники нынешнего кризиса. Однако именно сейчас перед рынком недвижимости был поставлен довольно интересный вопрос. Касается он прежде всего новостроек и их будущего.
Дело в том, что для вторичного рынка снижение активности не несет каких-то катастрофических последствий. Люди откладывают до лучших времен выполнение своих планов по изменению жилищных условий. Пострадать от этого могут преимущественно риэлтерские компании, остающиеся без работы. Кстати, буквально на днях представители Московской ассоциации риэлтеров сделали прогноз о наступлении новой эпохи черных маклеров. То есть, в простоте говоря, людей, не несущих издержек по аренде офиса, содержанию юридического лица и ведущих поиск клиентов без существенных затрат на рекламу. Можно посочувствовать главам риэлтерских компаний, но это, что называется, их проблемы, которые владельцам квартир по существу безразличны.
Совершенно иначе обстоит дело с новостройками. Общеизвестно, что темпы и объемы появления нового жилья являются важным показателем уровня жизни в стране. А цены на новое жилье – признаком экономического благополучия граждан (или же неблагополучия). Сейчас складывается парадоксальная ситуация. Нет ни того ни другого. То есть новое жилье появляться перестало, покупать то, что начато и не завершено, мало кто хочет, а цены на этот товар остаются на уровне, далеком от возможностей приобретения даже со стороны людей с очень неплохим достатком, не утратившим его и в кризисное время.
Автору этих строк с октября по конец января довелось осмотреть более сотни строительных объектов самого разного свойства – от столичных небоскребов до скромных стройплощадок не очень ближнего Подмосковья. Знакомиться с новостройками приходилось, разумеется, и до данного периода, но именно с середины осени в Москве и области начался процесс остановки строительных работ. Трудно судить обо всех вообще стройках, но к настоящему времени работы ведутся в лучшем случае на 10% площадок, остальные 90% простаивают: не шевелятся краны, не видно строителей, не завозятся строительные материалы. И никто не может толком сказать, когда данная ситуация начнет как-то меняться.
Представители девелоперских компаний в конце прошлого года пытались как-то повлиять на действительность словами о том, что эконом-класс всегда будет востребован и буквально весной в офисах компаний появятся люди, которые станут покупать квартиры, не ожидая, когда обесценятся их сбережения, а цены на недвижимость пойдут вверх. Заклинания, кажется, не помогут. Чтобы строить, нужен стабильный приток денег. Покупатель их нести не хочет – кому интересны стройплощадки с неизвестным сроком завершения, к тому же с общеизвестными невменяемо высокими ценами? Банки денег не дают – самим бы выжить.
Государство помощь обещало, но довольно странным образом. Было отобрано несколько компаний, признанных для страны стратегически важными и заслуживающими поддержки. Среди них, например, оказалась компания «Интеко». Представить себе, что у данной организации вдруг кончатся деньги – примерно столь же непросто, как вообразить, что Волга забыла впадать в Каспийское море и по нечаянности стала затапливать кавказские горы.
Хотя поименным называнием наиболее ценных участников рынка дело ограничилось, изначально круг обещаний поддержки со стороны государства был, надо заметить, более широким. На протяжении осени из разных регионов приходили новости о том, что региональные власти помогут строителям, купив у них жилье оптом, пусть и по экономичной цене. Правда, никто не видел столь же массового потока сообщений о том, что регионы на свои или федеральные деньги действительно таковые покупки совершили.
А ведь логично предположить, что если бы это вдруг стало реальностью, то подобные новости транслировались бы на каждом углу. Однако ничего подобного мы по сей день не наблюдаем. Есть только известия о том, что идет отбор жилья для военнослужащих. Можно также отыскать информацию о том, что в том или ином месте какое-то количество семей получило жилье. Обычно счет идет на десятки. Для страны с населением в 140 миллионов человек – известия, наверно, колоссального значения. А больше ведь гордится чиновникам разных уровней и ведомств достижениями на поприще жилья, по сути, нечем.
Своего рода исключением является Москва, где размах выдачи жилья нуждающимся, согласно данным чиновников, колоссален: в этом году столичные власти собираются обеспечить жильем 16 тысяч семей. Однако есть пара оговорок. Во-первых, столичные цифры отличаются противоречивостью, доходящей до полного их непонимания. Судите сами: в 1991 году в очереди на жилье стояло 218,5 тысяч семей, которые к настоящему времени обеспечены жильем на 93% (данные руководства Департамента муниципальной жилищной политики), но при этом, хотя очередь на жилье растет примерно на 2 тысячи семей в год, сейчас получения квартир ждут примерно 150 тысяч семей. Если сумеете объяснить данный математический парадокс, будем признательны.
К сожалению, есть и во-вторых. В Москве начала ХХI века воспроизведены, конечно, некие элементы системы социалистической раздачи квартир нуждающимся. К таким относятся семьи, у кого менее 10 метров на человека, что действительно для жизни не очень удобно. Однако и людям, находящимся в столь стесненных обстоятельствах, приходится ждать нового жилья по десятку и более лет.
А вот о том, чтобы купить квартиру в менее протяженное время - такое для людей даже с весьма высоким уровнем достатка возможным почти не является. По сути дела, это могло бы стать реальностью – при наличии сильной роли государства в девелопменте, которая не ограничивалась бы признанием нуждающимися в деньгах нескольких крупных компаний.
И вовсе не пришлось бы возвращаться к социалистическому методу распределения жилья. Достаточно сформировать единую схему определения стоимости земли и прозрачного доступа к земельным ресурсам. Понятно, что даже в такой ситуации останется разной стоимость подсоединения к коммуникациям, но это уже вторично. Однако такого у нас никогда не произойдет. Можно, наверно, ссылаясь на практику девелопмента в сфере малоэтажного жилья, говорить, что доступ к участкам является свободным, но данная аргументация будет грешить условностью, схематизмом и склонностью к преувеличениям.
Современное состояние рынка новостроек столичного региона не дает повода делать позитивные прогнозы. Наоборот, можно предположить, что к тому формату, в котором рынок новостроек функционировал в ранее привычном формате, он в обозримом будущем не вернется.
И дело не только в неадекватности цен и того, что предлагается по ним приобрести, а равно рисках, связанных с попыткой такого приобретения. А еще и в том, что будет просто не до того. Так называемая постепенная девальвация рубля уже породила финансовые прогнозы, потолочный уровень которых доходит до 60% рублевой инфляции по итогам 2009 года. Почему в России может быть столь высокая инфляция не очень понятно в принципе. Ну вот с какой стати она имеется? Просто потому, что все привыкли к тому, что это так, а не иначе? Но опять же, так или иначе, она существует. Рассуждать о причинах можно долго. Но, к сожалению, в условиях значительного обесценивания денег людям понадобиться решать более простые задачи – покупки продуктов, одежды, школьных учебников, лекарств и тому подобных социально необходимых атрибутов повседневной жизни.
Во времена Римской империи существовал такой известный доныне социально ориентированный лозунг: «хлеба и зрелищ!» Ну, на хлеб, допустим, хватит. Кстати, знаете, какой бизнес сегодня не только не страдает, а процветает и нуждается в новой рабочей силе (на фоне массовых сокращений)? Это хлебобулочные фабрики, выпускающие и продающие самые недорогие батоны, а равно доступную по цене продукцию вроде пирожков и слоек.
Что же касается зрелищ, можно включить телевизор и посмотреть открытие премьер-министром мероприятия в Давосе или повторенные неоднократно (иногда в замедленном режиме) кадры, на которых Андрей Аршавин забивает финальный гол в ворота голландской сборной. Можно вспоминать об этом событии и говорить: был такой гол. Можно еще вспомнить о программе «доступное жилье» и с тем же успехом констатировать: да, была такая программа. Только вот если Аршавин гол действительно забил, то доступное жилье было и остается программой, некой отвлеченной идеей. Некой мечтой, действительно доступной, но осуществимой когда-нибудь. И даже ее ныне уже нет. Могла ли раньше и может ли сейчас у нас семья со средним для столичного региона достатком позволить себе взять и купить жилье? Вопрос способен показаться даже излишне риторическим и спекулятивным. Доступные хлеб и зрелища будут, даже без особо значимых социальных программ. А доступного жилья – не было такого и не будет, не ждите.