Компания Ernst & Young опубликовала результаты исследования «Возможности и неблагоприятные факторы» (Opportunities in Adversity), в котором отражены бизнес-стратегии 350 ведущих компаний мира в условиях рецессии, а также изменения их основных приоритетов на ближайшие 12 месяцев. Какова же реакция международных компаний на усложнение условий деятельности и усиление экономического спада?
Снижение затрат и высвобождение денежных средств
Основой любого бизнеса являются денежные средства и многие компании ощущают сегодня их недостаток. Около 40% компаний, принявших участие в опросе, отмечают существенное ухудшение экономических условий в секторах, где они ведут свою деятельность; около трети опрошенных отметили уход конкурентов с рынка и увеличение банкротств. Более двух третей респондентов уже сократили интервалы предоставления отчетов о рисках своим советам директоров.
Инициатива по снижению затрат уже оказала влияние на внутреннюю стратегию бизнеса. Более 80% респондентов провели анализ по снижению основных затрат, около 2/3 респондентов инициировали программы сокращения персонала и более половины опрошенных пересмотрели свои затраты в области IT. Европейские компании в большей мере, чем американские, намерены сократить затраты на недвижимость и ИТ, нежели на сокращение прямых и косвенных затрат на персонал.
Кредитный кризис вынудил компании искать альтернативные пути повышения ликвидности. Почти половина всех компаний продала или закрыла отдельные подразделения, 43% опрошенных рассматривали возможность привлечения краткосрочного финансирования, тогда как 23% обдумывали варианты пересмотра своих обязательств, а также переговоров с кредиторами, аналитиками и рейтинговыми агентствами о возможности пересмотра долговых обязательств. Лишь чуть больше четверти принимавших участие в опросе отметили, что для их компаний наличие денежных средств не является критичным вопросом.
Клиенты и поставщики пострадали в равной мере
Опрошенные компании уже на протяжении некоторого времени уделяют пристальное внимание своим клиентам и цепочкам поставок. Больше половины респондентов столкнулось с ухудшением кредитоспособности клиентов (в Европе – почти 60%). Кроме того, больше половины респондентов указали, что ряд их ключевых клиентов находится в проблемной ситуации, а также сообщили об увеличении временного лага между размещением заказа и получением оплаты.
Компании скорректировали свои стратегии с учетом новых условий деятельности: почти три четверти респондентов сообщили об усилении внимания к ключевым клиентам и свыше 40% – о разработке новых продуктов. Треть участников исследования заявила, что беспокойство по поводу существующих клиентов вынудило их расширить клиентскую базу. Кроме того, треть респондентов сообщила о разрыве отношений с клиентами, риск по которым они считали высоким.
Что касается поставщиков, то стратегии респондентов разделились на два типа. Половина опрошенных сократила базу поставщиков, чтобы добиться более выгодных цен или условий поставки, в то время как другая половина расширила базу поставщиков, чтобы максимально обезопасить себя в случае потери ключевого поставщика. Большинство компаний уже ведут активные переговоры и связь с поставщиками, половина – более часто обсуждает условия платежей, а более четверти компаний сообщило о том, что их ключевые поставщики испытывают финансовые затруднения.
Как сказал Адлай Гольдберг, руководитель отдела бизнес-консультаций компании Ernst & Young в Украине: «В настоящее время консервативная и выжидательная позиция не даст должного результата, особенно если говорить об украинских компаниях. Опыт прошлых кризисов свидетельствует, что выигрывают те, кто точно определил возможности для устойчивого развития во время спада, и принял стратегические решения, отличающие их от конкурентов. Кроме того, во время кризиса есть возможность быстрее и эффективнее внедрить изменения, чем это удается сделать в период роста».
Компании «задраивают люки»
В рамках исследования компаниям был задан вопрос о стратегических приоритетах на ближайший год. Подавляющее большинство назвало среди них защиту активов, повышение эффективности деятельности, а также реструктуризацию бизнеса. Что касается управления денежными потоками, то две трети опрошенных рассматривают целесообразность проведения проверки существующего состояния управления денежными потоками и движения денежных средств на всех уровнях. Половина респондентов интегрируют меры по оптимизации оборотного капитала в задачи руководства по повышению эффективности, а 36% рассматривают активы, которые при необходимости можно продать.
На чем они собираются экономить?
Респонденты оказались более или менее едины во мнении о потенциальных областях экономии средств и сокращения затрат. Представители компании сообщили, что они ожидают получить существенную или достаточную экономию на операциях в цепочке поставок (58%), в службах продаж и маркетинга (42%), операционной деятельности (56%) и ИТ (43%). В стратегическом плане 40% международных компаний и 53% европейских сообщили об активном изучении возможностей продажи непрофильных или неэффективных направлений, более интенсивного использования корпоративного центра услуг (27%) и аутсорсинга (31%), формирования стратегических альянсов (30%) и перевода операционной деятельности в низкозатратные регионы (31%). В особенности компании видят перспективы для аутсорсинга служб ИТ, логистики и управления персоналом.
Вместе с тем, достаточно значительное количество компании сообщили о том, что рассматривают кризис сквозь призму новых возможностей, при этом 34% обдумывают варианты стратегических приобретений на мировом, а 38% – на европейском рынке.
Адлай Гольдберг говорит: «Независимо от того, намерены ли компании продать часть своего бизнеса и выручить деньги, чтобы продержаться в сложные времена, или наоборот, ищут возможность приобретения проблемных активов конкурентов, правила одни и те же. Быть ко всему готовым, реагировать гибко, рассматривать ранее невозможные варианты, действовать решительно».