Американская архитектурная компания Studio Shift, совместно с ландшафтной архитектурной фирмой SWA Group, выиграли конкурс на создание проекта развития нового района в уезде Мии (Китай), условно именуемого «Новый южный город». Studio Shift разработала необычную башню, на которую будет возложена роль архитектурной доминанты района. Ну а SWA Group соответственно создала мастер-план всего участка, с которым строителям предстоит совершить волшебное превращение – из скучной пустынной территории в приятный взгляду ландшафтный парк.
Здание Мии Тауэр должно подняться на берегу реки Аньнин. Говорят, река эта довольно грязная. Так что гулять по ее берегам – удовольствие ниже среднего. Но не беда. Проект Мии Тауэр и реконструкция прилегающей территории предусматривают очистку вод реки.
Жутковатое впечатление производит это сооружение. Словно мертвое дерево с обрубленными ветвями и торчащими из земли корнями. Но для небольшого китайского городка оно должно стать символом возрождения, визуальным стержнем нового района и средством превращения грязной и заброшенной территории в уголок зеленого рая. Одна надежда: быть может, вживую это здание будет смотреться приятнее, чем на эскизах.
Нечто фантастическое
Сама башня, от основания которой протянется пешеходный мост (идущий на восточный берег Аньнин), окажется своего рода пограничным столбом между активно развивающимся районом на севере (где возводится новое жилье) и сельскохозяйственным районом на юге (где разместится зона отдыха горожан). Между ними протянется новая километровая набережная, подводящая пешеходов к необычному зданию.
Мии Тауэр должна стать настоящим местом встречи, культурным центром, туристическим магнитом, образовательным и развлекательным комплексом, в общем... звездой. Кстати, несколько дорожек и пандусов, подходящих к зданию вместе с мостом, с высоты птичьего полета могут напомнить о морской звезде, выброшенной на берег.
Но если посмотреть снизу люди, скорее всего, будут обращать большее внимание на угловатое нечто, уходящее ввысь корявыми обрубками. Ни явных окон, ни явных стен тут также нет. Вместо этого – что-то решетчатое.
Странный вид? Но в нем, однако, есть и функциональный смысл. Потому прогуляемся по Мии Тауэру. Внутрь этой башни разработчики поместили зрительный зал, выставочные помещения и рестораны.
При этом только половина этажей здания окажется застекленной. Закрытые блоки будут чередоваться с продуваемыми всеми ветрами смотровыми площадками, служащими одновременно и висячими садами, а также местами для проведения общественных мероприятий. Данный район известен мягким климатом и изобилием солнца. Потому создание столь «воздушного» здания вполне оправдано.
Они пошли другим путем
Любопытно, что архитекторы не стали проектировать вентилируемые стены по принципу «наделать отверстий в толще материала». Они пошли противоположным путем.
Сплошных стен, как таковых, тут нет. Есть лишь легкие, почти невидимые рамы, на которые авторы башни поместили множество вертикальных пластинок, создающих хаотический узор, прикрывающий одновременно все этажи, как со стеклами, так и без.
Эти элементы создают ажурную тень и в то же время открывают великолепный вид на все стороны света. При этом солнечные лучи, отражающиеся от волн на реке, создают на пластинках блики, придающие зданию живой облик. А целая система световых проемов внутри сооружения должна ему помочь максимально использовать дневной свет для освещения внутренних помещений. Этот замысел, к слову, напомнил нам идею мириад белоснежных трубок-отражателей для здания New York Times (ныне благополучно построенного). Вероятно, такое сочетание света и тени понравится тем, кто окажется внутри башни. И все же, полагаем, в сочетании мрачного с эффектным мало какие современные сооружения сравнятся со зданием Мии Тауэра. Разве что реально существующие «черные скалы» (дома культуры Медельина) и пока лишь нарисованная «звезда смерти в пустыне».
Кристальная чистота
Как мы уже сказали, прилегающие к башне берега Аньнин изменятся. Здесь создадут целую цепочку из кристально чистых озер, живописных каналов и заболоченных участков ландшафта, вдоль которых протянутся изогнутые дугами пешеходные дорожки.
Для очистки речной воды будет применяться сочетание естественных экосистем и искусственных фильтров. Прочих деталей этих «ассенизационных работ» американские компании не раскрывают.
Можно только догадываться, что заботливо подобранные растения в сочетании с правильными земляными работами создадут нечто вроде живой очистительной машины. А где спрячут механические фильтры – неясно. Вероятно, проект еще будет дорабатываться.
Зато вместо загрязненной реки китайцы должны получить красивое место отдыха, куда захочется не раз вернуться. У приезжих же наверняка возникнет желание сфотографироваться на фоне башни.
Мария Иванова