|
|
Вширь и ввысь
|
2009-03-02 23:25:25
Ярослава Мальцева-Гринфельд, управляющий партнер, HEADWORK Analytics
Российский рынок логистики находится на стадии активного роста, все быстрее приближаясь к фазе зрелости, когда лидеры-операторы закрепят за собой позиции, покупатели обретут постоянство в своих предпочтениях операторов, а стартовые барьеры входа на рынок станут труднопреодолимыми. В этой статье мы коротко рассмотрим основные тенденциях развития российского рынка логистических сервисов.
Пока же (по нашим расчетам - минимум до 2010 г.ода) экспансивный и интенсивный рост основных игроков будет в самом разгаре: сейчас активно развиваются филиальные сети, расширяется спектр услуг, наращиваются складские и транспортные мощности. Предприятия и организации, нуждающиеся в логистических сервисах, предпочитают работать с несколькими операторами одновременно, не имея устойчивых предпочтений или тесной интеграции с кем-то в большей степени, чем с другими.
При этом непрозрачность рынка (во многом связанная не только с быстрыми изменениями на нем и еще зарождающейся структурой, но и с привычкой скрывать информацию о таможенных и прочих операциях) начала ограничивать рынок сбыта. Реальный рост рынка мог бы быть существенно больше. Наши исследования — и двухлетней давности, и совсем недавние — показывают, что значительная часть потенциальных клиентов (преимущественно из реального сектора экономики) все еще не проинформирована о текущих возможностях логистического аутсорсинга и по привычке решает свои проблемы с помощью собственных мощностей и частично — с помощью «Почты России», охватывающей удаленные уголки страны. Но и у той же «Почты России» уже появились конкуренты, обладающие почти такой же сетью филиалов, но предлагающие более конкурентоспособные условия по срокам доставки, видам транспорта и дополнительным сервисам. Большинство клиентов также не осведомлены о существовании логистических операторов, оказывающих комплексные услуги: пока клиенты ориентированы на поиск подрядчиков на отдельные операции (такие как хранение, транспортировка, сортировка-упаковка и пр.).
В то же время существуют и такие клиентские сегменты, где спрос превышает предложение. Например, предприятия-поставщики иностранных автомобилей и запчастей (в значительной мере интегрированные с европейским рынком, в том числе логистики), розничные сети по торговле электроникой опережают по своим запросам российский логистический рынок, напряженно следя за появлением первых 3PL-операторов, испытывая в них острую потребность. Но молодость логистических операторов, неразвитость их транспортных и складских мощностей — существенное ограничение спроса со стороны таких клиентов. Все меньшим спросом на рынке пользуются услуги чистого экспедирования, все больше востребованы услуги операторов, контролирующих все звенья цепи поставок за счет собственных филиалов, курьеров, транспорта, складских комплексов и информационных систем.
Несмотря на то что логистические предприятия главным образом фокусируются на росте мощностей, достаточное внимание уделяется и расширению номенклатуры услуг, поэтому качественные изменения на рынке происходят тоже достаточно быстро. Еще совсем недавно — полтора года назад — услуга страхования грузов предоставлялась редко и уж тем более вопросом страховых выплат занимался не сам оператор, а клиент во взаимодействии со страховыми компаниями. Теперь сам оператор обеспечивает полный цикл: страхование груза, регистрацию страховых случаев, сбор документов, организацию выплаты компенсаций.
Диктуемая рынком необходимость направлять прибыль на финансирование активного роста логистической базы пока не позволяет логистическим компаниям любого типа выйти, например, на открытый рынок акций и выдвинуть миноритариям выгодное инвестиционное предложение. Поэтому источниками ресурсов для роста, как и на других рынках, здесь становятся вездесущие финансово-промышленные группы. Кроме того, крупные покупатели логистических сервисов инвестируют в логистический рынок (строят собственные разветвленные сети логоцентров), понимая значение инфраструктуры для своего основного бизнеса и видя бизнес-перспективу в логистическом рынке как таковом. Так как логистическая инфраструктура, соизмеримая с потребностями современной российской экономики, создается в стране практически «с нуля», стратегия роста через слияния и поглощения пока тоже не задействована. Но через два-три года, когда фаза активного роста завершится для первых лидеров, на рынке могут появиться новости о подобных сделках.
Еще одна характерная особенность текущего состояния рынка — размытый фокус конкуренции: операторы экспресс-почты теперь могут конкурировать с транспортными компаниями по одним и тем же сервисам, так как их ресурсы по доставке некоторых типов грузов (малых, сборных) все более уравниваются за счет желания ответить на потребности клиентов и соответствующего наращивания мощностей. Те операторы, которые смогли обеспечить базу в Центральном Федеральном Округе, соответствуют рынку. Те, что успели нарастить мощности и в Сибири, — развиваются с небольшим опережением.
Пожалуй, самая важная для рынка тенденция — уход из цепочек сбыта на многих и многих рынках дистрибуторских и дилерских компаний в силу снижения маржи и необходимости «обеления» бизнесов. Вымирающие один за другим дистрибуторы замещаются логистическими операторами, которые теперь могут не просто перевозить, но и сортировать, растаможивать, упаковывать, хранить грузы и документы. Причем этот тренд охватывает не только рынки дистрибуции готовых розничных товаров, но и рынки промышленных товаров и даже сырья и может служить трудноисчерпаемым на среднесрочный период драйвером роста российского рынка логистики.
http://transmap.ru/
|
|
|
|
|
|
Поиск
|
Подписка
|
|
|
|
|
|
|
|