Совокупный мировой объем торговли подарками составляет порядка 36-40 млрд. дол. В Москве емкость в среднем составляет 500 млн. дол. В то время, как в Киеве эта цифра не достигает и 100 млн. дол. Суммарная цифра получается, исходя из той суммы, которую среднестатистический человек готов тратить на приобретение презентов. Судить о том, что подарочный бизнес прибылен, можно по растущей численности отделов подарков в торговых центрах, а также специализированных подарочных сетей. В чем же эффективность всех этих галерей подарков?
Сувенир: кому забава, а кому – серьезный бизнес
Торговый центр с удовольствием отдает в аренду площади под подарочные магазины. Это создает праздничную атмосферу и приманивает покупателей. Ассортимент подарочных магазинов, по сути, дублирует ассортимент обычных супермаркетов (исключая магазины с эксклюзивным и экзотическим товаром). Именно это и определяет высокий уровень конкуренции. Конкурентом подарочного магазина может стать любой магазин!
- Группа 1: Магазины с широким ассортиментом. Ассортимент - игрушки, сувениры, изделия для интерьера и др. Опасности - высокая конкуренция с супермаркетами.
- Группа 2: Магазины, специализирующиеся на узкой группе товаров. Ассортимент - товары из Азиатско-Тихоокеанского региона, деловые аксессуары, хрусталь и др. Опасности - растущее число таких же магазинов лишает их неповторимости.
К первой группе относится сеть «Мульти», «Світ сувенірів» (г.Трускавец), «Тенденс» (г.Киев), «Красный куб» (Россия), «Гудвин» (Россия) и др. Ко второй – «Шедевр» (г.Киев), «Лада» (г.Киев), «Подарки из Индонезии» (г.Киев), «Дели» (г.Одесса), «Брюссельские штучки» (Россия), Bagatelle (Россия) и др.
Общие для всех магазинов проблемы:
- высокая конкуренция;
- сложность в определении объема поставок;
- неналаженность отечественного производства (существуют лишь разрозненные мастерские и небольшие артели);
- сложности в прогнозировании спроса на коллекции.
Как отмечает Руслан Червак, директор трейд-маркетинговой компании «ТД Маркетинг», подарочным магазинам приходится конкурировать со всеми магазинами, торгующими непродовольственной группой товаров. Более того, в супер- и гипермаркетах аналогичная продукция продается по более низким ценам (предметы интерьера, посуда и др.). «Специализированным магазинам важно уделить особое внимание обслуживанию покупателей, потому что именно индивидуальный подход позволяет покупателю лояльнее относиться к высоким ценам на товар», - убежден эксперт.
Позитивные стороны подарочного бизнеса:
- стабильность рынка;
- отсутствие сезонности;
- длинный жизненный цикл товаров;
- специализированные магазины в сравнении с обычными супермаркетами гарантируют лучшее обслуживание и индивидуальный подход к покупателю;
- в последние 2-3 года сформировались запросы, их становится все легче спрогнозировать. Благодаря зарубежным поездкам украинцы стали лучше разбираться в моде на подарки;
- ежегодно проводимые специализированные выставки – Decor&Gift (Украина), World of Gifts (международная);
- заключение эксклюзивных договоров на поставку товаров создает неповторимый ассортимент магазина.
В России в последние годы отмечается сходная с украинским рынком черта. «Люди учатся делать друг другу оригинальные подарки, - говорит Ольга Мартыненко, ведущий специалист Лиги профессиональных имиджмейкеров, директор по персоналу сети магазинов Bagatelle (г.Москва). - Позади времена, когда основным показателем ценности являлась стоимость подарка. Купить близкому другу восемнадцатую пару часов или очередную золотую ручку – моветон. Более того, такой подарок может быть расценен как проявление пренебрежения и даже стать причиной обиды. Становится хорошим правилом заблаговременно и тщательно подбирать сюрприз, учитывая индивидуальные пристрастия того, кому он предназначен. Главное в идеальном подарке – ощущение, что человек приложил усилия, отыскав эту вещицу, вложил частичку своей души, стараясь доставить другому радость».
Теперь решать «подарочные» вопросы стало проще. В Москве, например, дважды в год проходит специализированная выставка World of Gifts. Выставочная экспозиция – это настоящая индустрия подарков, работающая по нескольким направлениям:
- эксклюзивные подарки,
- сувениры народов мира,
- народный промысел,
- бижутерия и модные аксессуары,
- ювелирные украшения,
- уникальная посуда,
- предметы интерьера и многое другое.
Что и как продаем
Для магазинов подарков важно создать неповторимый имидж. В этой творческой работе у ритейлера есть множество инструментов. Идея магазина подарков в том, чтобы воссоздать удивительную атмосферу праздника и детских воспоминаний. Одним словом, подарки – это непременно эмоции. Например, магазины Le Futur и Bagatelle (Россия) открылись в формате магазина удивительных вещей. Представленные товары не только оригинальны, но и функциональны. Все подарки сгруппированы в магазине «по предназначению»: для женщин, для мужчин, для садоводов и др.
Основные правила зонирования магазинов подарков:
- В каждой зоне должны быть представлены предметы одной коллекции.
- В зонах должны быть смысловые экспозиции.
- Все товары должны быть хорошо доступны для покупателей и вызывать их эмоции.
- Нельзя допустить выкладки товаров аналогично тому, как это делается в обычных супермаркетах.
- В одной зоне не должны соседствовать дешевые и дорогие товары.
Разработка и производство корпоративных подарков на http://verzhe.ru/ по доступным ценам. Обращайтесь!