2009-03-10 17:55:17
Белый и пушистый. Таково первое впечатление от дома, спроектированного итальянским архитектором Джо Понти. Впрочем, погодите умиляться: здание, построенное для коллекционера современного искусства, не мягкая игрушка, а настоящий арт-объект!
Джо Понти
Джо Понти (1891–1979) называют «дедушкой итальянского дизайна». Начав свою карьеру вскоре после Первой мировой войны, он целых полвека неутомимо продвигал достижения модернизма в массы. Архитектор, дизайнер, писатель, издатель, он строил ни на что не похожие дома и отели, оформлял поезда, делал фантастическую керамику, выпускал журнал Domus - библию итальянской архитектуры и дизайна... Джо, этот сгусток энергии, выжал из своей жизни больше, чем простой смертный. С семи утра до восьми вечера он как метеор носился по своей миланской студии, такой огромной, что сотрудники парковали свои скутеры рядом с рабочими местами. Перед его харизмой и талантом не мог устоять ни один владелец мебельной компании: Понти успел поработать со всеми известными брендами своего времени.
Джо трудился без передышки до самой смерти. Его запомнили за остроумно спроектированную мебель (например, прикроватные столики со встроенными зажигалками для сигар!) и изящные, имеющие открытую планировку здания, зачастую украшенные разноцветной мозаикой и росписями. Он любил работать с цветом и часто вносил в свои интерьеры нотку безумия, сотрудничая с итальянским дизайнером-сюрреалистом Пьеро Форназетти - любителем странных символов и оптических обманок. Джо регулярно публиковал чертежи и эскизы воображаемых домов на страницах Domus, который, можно сказать, служил ему личным дневником. Один из этих проектов - «Жук под листком» - привлек внимание Джобатты Менегуццо, коллекционера современного искусства из итальянского местечка Мало под Виченцей. Он предложил Джо построить для него такой дом, при условии, что художница Нанда Виго, подруга Джобатты, займется оформлением интерьера.
Сердце дома - «место для беседы», придуманное Нандой Виго. Вид на гостиную сверху. В этом ракурсе лучше всего читается пространственная интрига, задуманная Понти и Нандой Виго: контраст прямоугольного и округлого объемов («места для беседы» и лестницы, ведущей в галерею).
Джо был знаком с творчеством Нанды и восхищался им, кроме того, он любил совместные проекты. В 1964 году Понти и Виго приступили к постройке дома. «Работа с Джо - это было что-то потрясающее, - вспоминает Нанда, которой недавно исполнилось 70. - Я познакомилась с ним еще студенткой, и мы оставались друзьями до самой его смерти. Джо дал мне полную свободу в этом проекте - его вообще отличала щедрость и открытость. Подобно Микеланджело, он был талантлив во всех областях - архитектуре, дизайне мебели, писательстве, рисовании - да в чем угодно! Это был человек с кругозором в 360 градусов».
«Дом под листком» получил свое названия из-за характерной формы крыши. Мотив листа прямо-таки преследовал Понти: он угадывается в крышах построенных им вилл Планшар и Ареацца в Южной Америке, в очертаниях дивана Due Foglie для Cassina и даже сантехники, спроектированной им для Ideal Standard. С западной и южной стороны дома крыша-листок склоняется к земле, защищая комнаты от яркого солнца, а с северной - поднимается к небу.
Спальное место хозяев расположено в «комнате Рождества». Вместо кровати - подиум с матрасом в чехле из искусственного меха. Роль прикроватного столика исполняет арт-объект Энди Уорхола: гигантская банка супа Campbell.
У Джобатты был в Мало собственный музей - Casa Bianca, но, не желая ни на минуту расставаться с любимыми арт-объектами, он решил разместить часть коллекции у себя дома. Отсюда - вездесущий белый цвет, «музейная» неоновая подсветка и полное отсутствие корпусной мебели у стен: они предназначались для развески картин. Из-за обилия плитки, любимого материала Понти, интерьер мог бы показаться жестким и холодным. Нанда смягчила его с помощью искусственного меха, окутывающего даже винтовую лестницу. Четких границ между пространствами, отведенными искусству и жизни, не существует. Жилая зона увешана арт-объектами, а расположенная в подвале галерея служила хозяину не только для общения с прекрасным, но и для вечеринок. Разделения на частную и общественную зону тоже нет.
Хозяин дома имел привычку, разговаривая по телефону, делать пометки прямо на кафельных стенах.
Традиционные термины: гостиная, спальня, столовая - к этому пространству неприменимы. Войдя в здание, попадаешь в помещение, которое Понти называл «комнатой Рождества»: отсюда берет начало сама жизнь человека и дома. Она играет роль спальни и гостиной, лестница ведет из нее в галерею. К этой зоне примыкают детские и микроскопическая кухня - шкаф, в котором спрятаны плита и мойка. Мебели в обычном понимании в доме почти нет: вместо кровати и диванов - выступы пола, покрытые искусственным мехом. Из-за того, что вещей в интерьере мало, а воздуха и света - много, возникает иллюзия простора: трудно поверить, что площадь здания всего 100 м². Строительство было завершено в 1969 году, и с тех пор в доме ничего не изменилось. Он самодостаточен, как всякое произведение искусства. Ни убавить ни прибавить! http://100m2.com.ua/
|