Аналитика и исследования коммерческой и жилой недвижимости Украины


Главная О компании Услуги компании Наши клиенты Реклама Контакты






Рынок розничной торговли строительными материалами

2009-03-30 14:39:52

Рынок розничной торговли строительными материалами Ежегодные темпы прироста российского рынка розничной торговли строительными материалами до недавнего времени были достаточно внушительны – около 15-25%. В 2007 году объём рынка розничной торговли товарами для дома и ремонта составил порядка $14 млрд. по России и $3,5 млрд. по Москве. В 2008 году прирост, по предварительным оценкам составил около 10%, поэтому на Москву пришлось $3,8 млрд., а рынок РФ в целом может оцениваться на уровне $15,5 млрд. Так как прирост розничного рынка строительных материалов напрямую зависит от темпов жилищного и коммерческого строительства, то в 2009 году эксперты ожидают отрицательные тенденции в дальнейшем развитии розницы.

Самым быстрорастущим сегментом розничной торговли товаров для дома, строительства и ремонта до кризиса были сетевые магазины, то есть так называемая «цивилизованная розница». Самая крупная российская DIY-сеть принадлежит группе компаний «Трест СКМ» и насчитывает 50 торговых подразделений: магазинов «СуперСтрой» и «СтройАрсенал». Наиболее крупными сетями гипермаркетов в России являются: «Старик Хоттабыч», «Практик», «Максидом», «Метрика», московская сеть «Твой Дом», «Корпорация СБР» (сеть магазинов «Метрика»), компания «Искрасофт», новая сеть гипермаркетов «Санта Хаус», созданная группой компаний «Лаверна»,  «СуперСтрой».

Рынок розничной торговли строительными материалами

Рис. 1. Количество магазинов у ведущих сетевых ритейлеров в России на 01.01.2009 г.
Источник. ABARUS Market Research.

Сейчас в Москве работает уже несколько DIY-сетей, количество магазинов каждой из которых составляет от 1 до 20, а общая площадь всех магазинов – около 300 000 м2.

Одним из очевидных способов борьбы российских торговых компаний с транснациональными розничными сетями является уход от лобовой конкуренции с ними. Возможности для реализации такой стратегии во многом связаны со спецификой отрасли. Рынок товаров для дома включает в себя большое число сегментов, благодаря чему на нем могут работать несколько разных форматов, конкурирующих между собой по отдельным ассортиментным группам. По прогнозам ABARUS Market Research, наиболее острая борьба в перспективе развернется в формате DIY-гипермаркетов, поскольку в нем работает большинство иностранных ритейлеров. Гипермаркет DIY хоть и является на данный момент не самым распространенным форматом в России, тем не менее, имеет наилучшие рыночные перспективы. Именно к такому виду торговли склоняются компании, которые занимают ведущие позиции на отечественном рынке.

Помимо DIY-гипермаркетов, на российском рынке розничной торговли строительными материалами сегодня представлены следующие форматы торговых сетей: professional (В2В), строительный супермаркет, магазин-склад/ cash&carry, строительный дискаунтер, магазин «у дома», магазин-салон/ бутик и специализированные магазины, строительные рынки и стройбазы. В 2007-2008 гг. наибольшее число продаж по-прежнему наблюдалось всё-таки на строительных рынках, которым сейчас принадлежит примерно 80% объёмов всего строительного ритейла. Оборот всех остальных (цивилизованных) форматов – магазинов-одиночек, сетевых магазинов и гипермаркетов – составляет всего 10-20%.

Предпочтения покупателей в России хоть и медленно, но стабильно смещаются от небольших магазинов и сетей в сторону крупных операторов, обладающих солидными брендами и значительными торговыми площадями. Чтобы наращивать объемы продаж, сети строительных супер-  и гипермаркетов расширяются географически. Ситуация на российском розничном рынке товаров для ремонта и строительства до второй половины 2008 года уверенно развивалась в пользу сетевого ритейла. Расширяли территорию охвата как сети международного масштаба, так и отечественные. Однако финансовый кризис внес свои коррективы. Теперь большинство участников рынка DIY ставит своей главной задачей не расширение, а сохранение завоеванных позиций. При этом положение международных сетей в России более стабильно по сравнению с отечественными игроками, потому что у иностранных компаний сохранился доступ к иностранным источникам финансирования, в первую очередь банковским.

По существующим экспертным оценкам, насыщение рынка DIY наступит, когда на каждые 250-300 тыс. человек будет приходиться один DIY-гипермаркет. Для Москвы нужно порядка 35-40 DIY-гипермаркетов, а для Санкт-Петербурга – 20. В ближайшие 5-10 лет во всех крупных городах России ожидают минимум по 3-4 магазина DIY.

 

http://marketing.rbc.ua/

Поиск

Подписка

Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья
Готовые исследования, обзоры
Новости, статьи и аналитика
RSS-лента (новости, статьи и аналитика)
RSS-лента (Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья)
RSS-лента (Готовые исследования, обзоры)