2009-04-07 10:53:48
В последние годы архитектура вышла на совершенно новый уровень своего развития. Однако с появлением новых форм и стилей зодчие не забывают и устоявшиеся архитектурные традиции прошлых лет и даже столетий. Это касается практически всех направлений зодчества, в том числе и храмового.
В то же время церковная архитектура несет в себе важнейшие символические смыслы, у нее, в отличие от архитектуры гражданской, другие функции и задачи.
Православные церкви как сооружения культового зодчества характеризуются, пожалуй, наибольшей степенью традиционности своего архитектурного образа и, как следствие, облика, что следует, в первую очередь, из символического значения православного храма и его частей, которые сохраняются в течение столетий.
При этом традиционность образа и облика совсем не предполагает механического переноса форм и их символической сущности от одного здания к другому, из одной эпохи в другую. Каждая эпоха, каждое время создают свои образы.
Об этом говорил и творец многих православных храмов, русский архитектор А. В. Щусев (1873–1949 гг.). Он был убежден, что архитекторам необходимо уловить, почувствовать искренность старины и подражать ей в творчестве не выкопировкой старых форм и подправлением, то есть порчей их, а созданием новых форм, в которых бы выражалась так искренне и так красиво, как в старину, идея, ради которой построено сооружение.
Известный зодчий говорил: «В искусстве необходимо правильно выражать идеи и достигать силы впечатления, не раздумывая о средствах (предполагается, что средства, то есть знание современных конструкций, архитектору доступны в совершенстве, подобно тому, как музыкант должен знать инструмент, при помощи которого он творит)».
Наверное, именно этими принципами руководствовался архитектор Виктор Судоргин (ООО «Экспресспроект») при разработке проекта строительства Православной церкви Святого Духа на углу улиц Флоренции и Ованеса Туманяна в Днепровском районе. Работа, выполненная по заказу УПЦ КП «Свято-Духовская» парафия, была рассмотрена в феврале на секции Киевского градостроительного совета.
На участке площадью 720 м2 планируется построить небольшую церковь на 100 прихожан. По оценкам зодчих, принявших участие в обсуждении, автору проекта удалось найти эстетически убедительную форму и показать достаточно просто основную художественную идею, заложенную в церковь. Предложенное главным архитектором проекта решение содержит элементы, которые делают архитектуру храма эмоционально созвучной его образу. И это очень важно, так как образ храма способен пробуждать и просветлять души всех, кто будет в него заходить.
При этом автор сохранил четкую иерархичность объемной композиции, которая указывает также на основополагающий структурный принцип Церкви, построенной на канонически четкой соподчиненности небесных сил и земных степеней священства.
Сегодня строятся различные храмы, одни освящаются во имя Всесвятой и Живоначальной Троицы, или одного из Лиц Троицы; другие – во имя Пресвятой Богородицы, а некоторые – во имя ангелов, апостолов, или одного из иерархов, мучеников, святого или святой. Запроектированная в Киеве церковь – Святого Духа.
В православии празднование Святому Духу, сошедшему в виде огненных языков на учеников и апостолов Христовых и просветившему их, установлено в понедельник на второй день праздника Святой Троицы.
Подобные храмы издавна строились православными верующими.Церковь Святого Духа есть, например, в Таллинне (Эстония). Она по праву считается единственным в этом городе сакральным сооружением, которое сохранило облик с XIV века.
Храм Сошествия Святого Духа на апостолов есть также в Санкт-Петербурге, Москве, Туле, в Великом Новгороде (Россия), Свято-Духов кафедральный собор – в Минске (Республика Беларусь), Свято-Духовский скит – в Мениль-Сен-Дени (Франция).
В Украине также есть церкви Святого Духа, например, в селе Шкаривка Белоцерковского района Киевской области есть деревянная церковь, которая была построена еще 1750 году. Пройдет немного времени и церковь Святого Духа будет построена в Киеве. http://www.stroy-ua.net/
|