2009-04-21 12:34:16
Согласно последним данным международных консультантов в области недвижимости компании Cushman & Wakefield, в результате финансового кризиса в Европе было приостановлено или отменено строительство около семи миллионов квадратных метров запланированных торговых площадей. |
Строительство новых ТЦ в Европе приостанавливается или отменяется
В новом отчете компании Cushman & Wakefield «Развитие торговых центров в Европе» (European Shopping Centre Development) говорится о том, что в 2009 году в Европе будет открыто около 10 миллионов кв. м. качественных торговых площадей, что на 40% меньше, чем прогнозировалось в июле 2008 года. Ожидается, что в 2010 году будет открыто еще меньше - 7 миллионов кв.м. Такие показатели символизируют самый низкий уровень экспансии с 2005 года и означают наступление конца пятилетнего периода роста в развитии торговых центров.
2008 год был рекордным с точки зрения открытия ТЦ в Европе. За этот год было построено более 9 миллионов кв. м. в 310 объектах. Россия возглавила рейтинг по вводу новых качественных торговых площадей – здесь их было открыто 1.65 миллионов кв. м., увеличив объем качественной торговой недвижимости в стране на 23% процента. Следом за Россией в рейтинге следуют: Турция, Великобритания, Испания и Румыния. Великобритания стала самым активным рынком Западной Европы – в 2008 году на рынок вышло примерно 840 тыс. кв.м. новых качественных торговых площадей, в основном благодаря открытию трех крупных региональных ТЦ. В процентном же соотношении больше всех увеличили объем качественных торговых площадей Болгария и Румыния - на 76% и 63%, соответственно.
Тем не менее, в связи с финансовым кризисом, повлекшим за собой спад покупательской активности, ожесточение требований по получению финансирования и неуверенность среди девелоперов, прогнозы на 2009-2010 годы пришлось пересмотреть. Особенно заметно изменилась ситуация на таких развивающихся рынках, как Россия, Украина, и в меньше степени – Турция. Если еще год назад на эти страны приходилось 58% заявленных проектов, то теперь эта цифра составляет всего 22%.
Чарльз Слэйтер, Партнер, Директор департамента торговой недвижимости Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko отметил: «Необязательно рассматривать спад в активности девелоперов в развивающихся странах как негативную тенденцию. В некоторых регионах, в особенности в России, за короткий промежуток времени было построено и запланировано огромное количество качественных торговых площадей. Такая ситуация дает возможность девелоперам, ритейлерам и местным администрациям возможность оценить текущую ситуацию и понять насколько насыщены различные рынки, какой будет результат дальнейшего строительства крупномасштабных проектов в сложившихся условиях. Более того, пауза даст шанс существующим объектам прижиться и занять свою нишу в торговой иерархии».
Хотя в Турции и было заморожено строительство ряда объектов, воздействие кризиса здесь меньше сказалось на разработку проектов по сравнению с рынками России и Украины. Турция на сегодняшний день имеет самое большое количество заявленных проектов ТЦ в Европе – к концу 2010 года здесь ожидается открытие более двух миллионов квадратных метров. В то же время, экономическая ситуация в Турции быстро ухудшается и результатом этого будет «заморозка» еще большего количества проектов.
Гулсин Хакмин, руководитель отдела торговой недвижимости, Cushman & Wakefield в Турции, прокомментировал: «Турция в меньшей степени была затронута в результате мирового финансового кризиса и по этой причине удачно расположенные новые торговые центры пользуются большим спросом у местных и международных торговых операторов, ищущих возможности для развития. Население Турции составляет более 75 миллионов жителей и относительный недостаток современных и качественных торговых площадей делают местный рынок привлекательным для ритейлеров. Мы также ожидаем рост развития аутлетов».
Борис Ван Хейджмайер, партнер, направление торговой недвижимости Европы, Cushman & Wakefield, сообщил: «Спад на девелоперском рынке в основном связан со сложностями в получении финансирования для проектов. Ситуация усугубляется тем, что многие ритейлеры весьма осторожно подходят к вопросам экспансии и неохотно связывают себя обязательствами по новым ТЦ. Очень жаль, что ряд многообещающих схем по этим причинам замораживаются, но мы уверены, что они будут построены, когда будет более благоприятная экономическая ситуация».
http://rus.rynok.biz/
|