История с географией
Время стирает в пыль города, царства и империи, оставляя развалины на месте пышных дворцов. Но истинные шедевры порой неподвластны времени. Среди предметов старины, дошедших до нас через века, – строительная керамика разных стран и народов. Изготовление керамики относится к числу наиболее древних ремесленных производств. Гончарные изделия обнаружены в культурных слоях древнейших поселений Азии, Африки и Европы. Производство облицованных разноцветной глазурью керамических изделий было известно и в древнекитайской и в среднеазиатской архитектуре.
Ученые полагают, что художественная керамика Китая существует уже более 4 тысяч лет. Помимо производства глиняной посуды, развитого повсеместно, в странах Древнего мира получило распространение использование керамики в строительстве и отделке жилья. Так, постройки месопотамских городов украшались плитками с орнаментом, служившим наружными кирпичами. При их производстве использовалась стеклянная глазурь. Образец такой глазурованной керамики хранится в Берлинском музее «Пергамон». Изображения львов и драконов, быков и воинов, выполненные в ярких синих, желтых, зеленых и других тонах, превосходно сохранились до наших дней.
Сырье
Основное сырье производства керамических изделий – глина. Она представляет собой измельченную горную породу различного химико-минералогического состава, в соединении с водой образующую тесто-образную массу, способную сохранять приданную ей форму, а при обжиге становиться камнеподобной. Основное свойство глины, определяющее ее пригодность для гончарных изделий, – это пластичность. Глина – единственный в своем роде такой природный материал, имеющийся в большом количестве. Именно по этому признаку различают три сорта глин: высокопластичные, средне- и низкопластичные.
Гончары определяют пластичность обычно на ощупь, путем разминания и растирания комочков глины в руках. Один из простейших способов оценки качества материала – образовать длинный цилиндр, который затем следует сгибать дугой до появления трещин. Чем пластичнее глина, тем меньшим будет радиус дуги при появлении трещины. Применяют и такой способ: из глиняного теста нормальной густоты делают цилиндр длиной до 10 см, диаметром 3 см. Взяв в руки цилиндр, его медленно разрывают. Если глина пластична – концы разрыва будут тонкие и длинные, если тощая – короткие и толстые. Высокопластичные глины – вязкие, «жирные». Они нежны на ощупь, хорошо тянутся, легко полируются. Блеск сохраняется и после обжига. Но такая глина разрушается при высокой температуре.
Глины низкой пластичности, песчаные, «тощие», известны под названием в «глей». В изломе они матовые, шершавые на ощупь, в руках рассыпаются и практически не формуются. Их достоинство – огнеупорность. И «жирные», и «тощие» глины в естественном виде не годятся для применения в производстве. Они требуют соответствующей обработки: в зависимости от вида изделий и качества керамической массы увеличивают или уменьшают пластичность глины. Для этого используют песок и шамот.
У глин различают границы пластичности – нижнюю и верхнюю. Нижняя характеризуется таким влагосодержанием, при котором нити, скатанные из глины, неспособны соединяться друг с другом; верхний предел определяется таким влагосодержанием, при котором начинает появляться текучесть. Глинам присуще еще и такое свойство, как усадка, то есть уменьшение размеров без изменения формы. Различают воздушную усадку (при высушивании перед обжигом) и огневую (при обжиге). Воздушная усадка тем больше, чем выше пластичность глин. Она колеблется от 1,5 до 13 %, огневая достигает 23 % от сырого объема.
Шамот
Шамот – это обожженная до спекания глина, крупнозернистая разновидность керамики. Возродившись в последние годы, шамот явил нашему взору потрясающие по красоте и оригинальности изделия. По степени вдохновения, выразительности, силе вложенной художником фантазии многие из них можно смело отнести к произведениям искусства.
Лет десять назад, с ростом благосостояния отдельных слоев населения и началом коттеджного строительства, пошла мода и на шамот. На индивидуальных загородных домах стали появляться накладные элементы малых архитектурных форм: фризы, розетки, модульоны, сандрики надоконные и надпортальные. Интерьер украсили копии классических образцов: скульптуры, барельефы, бюсты, светильники, архитектурные накладные элементы. С распространением ландшафтной архитектуры стал расти спрос на вазы, вазоны, облицовочный материал для фонтанов и бассейнов, копии классических, а также новодельные скульптуры. Здесь интересно прослеживается связь культуры заказчика с культурой изделия. Изначально любили яркое и витиеватое, в большом количестве присутствовала эротика. Позже стала появляться качественная анималистическая скульптурная пластика.
Невиданные райские птички, неземной красоты растения и животные стараниями художников и скульпторов населили коттеджи на Рублевском шоссе. Можно встретить каминные изразцы ручной работы с неповторимой росписью в уникальной технике цветного подглазурного декорирования. Или эксклюзивные столики в технике шамот в обрамлении декоративных элементов из дерева и кованого металла. К сожалению, без преувеличения талантливые художественные работы никогда не станут достоянием общественного внимания, всегда будут радовать глаз лишь узкого круга людей. На то они и индивидуальный заказ, эксклюзив. Хоть и редко, но встречаются в шамоте темы русского фольклора, правда, стилизованные и адаптированные, потому что русская история не так знакома с глиной и известняком.
Керамогранит
Керамогранит – наиболее современная технология в производстве керамических материалов. Область применения керамогранита очень широка: от стен в жилых помещениях до пола в производственных цехах. Как правило, керамический гранит имеет очень низкое водопоглощение, поэтому может с успехом использоваться для облицовки фасадов зданий даже в странах с суровым климатом. Материал устойчив к истиранию, он не выгорает на солнце и устойчив к агрессивным средам.
Керамогранит вполне достоверно воспроизводит дорогие натуральные материалы, особенно камни. Фактура плиты керамогранита может быть гладкой полированной, шероховатои, состаренной или со специальными противоскользящими насечками. В настоящее время выпускается керамогранит всевозможных оттенков и цветов: от натурального камня до имитации поверхности кожи и дерева. Неудивительно, что материал с такими замечательными свойствами за короткий срок вышел на лидирующие позиции среди отделочных материалов.
Огромной популярностью во всем мире пользуются настенные керамические покрытия. И хотя в разных странах вкусовые пристрастия заметно различаются, есть и общие тенденции.
Плитка
В последние годы расширяется строительство жилых домов, бизнес-центров, спортивных и развлекательных сооружений. Поэтому спрос на отделочные материалы, в том числе и на плитку, постоянно растет. Этот рост объясняется как увеличением общей площади жилых и вспомогательных помещений, так и расширением области применения керамических покрытий. Если раньше кафель считался традиционным материалом лишь для кухни или ванной комнаты, то сегодня благодаря новым декоративным возможностям керамика перешла в разряд элитных материалов и широко применяется для отделки ресторанов, кинотеатров и других общественных зданий.
Керамическая плитка классифицируется по ряду параметров, как-то: тип сырья (красная или белая глина); характер основы (пористая или плотная); технология обжига (одно– и двухобжиговая), вид покрытия (глазурь, своего рода стеклянная пленка, образующаяся на плитке в процессе обжига). Глазурь обеспечивает высокие технические характеристики плитки (твердость, износоустойчивость, водонепроницаемость).
Однако покупателя обычно интересуют не способы изготовления, а потребительские качества плитки и ее дизайн. По назначению керамическая плитка бывает напольная, настенная, универсальная, декоративная, бордюрная, фасадная и специальная плитка для бассейнов. Назначение устанавливает тот набор технических требований, которым должен соответствовать облицовочный материал.
К основным характеристикам плитки относится: морозоустойчивость, водопоглощение (чем оно меньше, тем больше морозоустойчивость), сопротивление на изгиб, поверхностная твердость, износостойкость (параметр важен для напольной плитки), устойчивость к агрессивным жидкостям и бытовой химии (маркировка АА – не подвержена воздействию химических веществ; А , В, С и Д – стойкость постепенно уменьшается). Интересно, что современные технологии производства керамики удивительным образом повлияли не только на их технические характеристики, но и создали совершенно новые виды керамики.
Дизайнерские тенденции
Причудливые вкусы дизайнеров и архитекторов стимулируют производителей плитки всемерно расширять свой ассортимент.
В первую очередь, растет выпуск коллекций, включающих гораздо более широкий, чем раньше, ассортимент модульных компонентов (как фоновых, так и декоративных). Важно, что при этом большое внимание уделяется расширению цветовой палитры. Поскольку у покупателя глаза просто разбегаются, дизайнеры компаний-производителей формируют коллекции, содержащие набор плиток из сочетающихся между собой цветов и оттенков. Так, например, для кухни предлагаются фоновые плитки «съедобных» оттенков – салатовый, морковный, лососевый.
Другая тенденция – расширение производства плитки с рельефной поверхностью. Рельеф может быть геометрическим, растительным, стилизованным под национальные орнаменты. Существуют и целые жанровые картины. Кроме того, все чаще встречается керамика, имитирующая не только цвет, но и поверхностную структуру дерева, камня, кожи. Сегодня полы из керамической плитки могут ничем не отличаться от паркета. Следует также отметить и возрождение стиля ретро: выпускается «состаренная» плитка – с неровностями, щербинками, следами ручной работы.
Большой популярностью пользуется этнический стиль. Многие компании выпускают коллекции, которые как будто переносят тебя в другой мир, – в Африку, в Среднюю Азии, в Древнюю Грецию. И наконец, нельзя не упомянуть о направлениях, которые стали возможны благодаря появлению новых производственных возможностей. Сюда следует отнести технологии для точной имитации природных материалов, фотореалистичные изображения; псевдомозаичный декор.
Размер
Когда-то керамическая плитка ассоциировалась с одним материалом (белым кафелем) и с одним форматом – квадратами размером 15x15 см. Сегодня керамические материалы чрезвычайно разнообразны. Широко варьируется размер плитки, ее форма, текстура поверхности, цвет и дизайн.
Наблюдается устойчивая тенденция к увеличению размеров керамических изделий. Быть может, главная причина – рост объема облицовочных работ. Или появление нового, более мощного оборудования, способного отпрессовать более крупные изделия и обеспечить равномерную влажность и температуру обжига по всему их объему – непростая, кстати, техническая задача. Тут и химики постарались: разработали современные виды клея для плитки, отличающиеся большей «клейкостью» и способные удерживать на весу значительный вес.
Как бы там ни было, теперь гораздо чаще встречается плитка более внушительная по габаритам, чем раньше: квадратная (20x20, 25x25 и 30x30 см) или прямоугольная (10x30, 15x20, 20x30, 25x33, 25x40, 25x50, 30x60 и даже 20x80 см). Напольная плитка бывает размером 30x30, 33x33, 40x40 и 45x45 см. Широкое распространение получила практика выпуска плиточных коллекций: в них обычно присутствует сразу несколько типоразмеров плитки, выполненных в одном дизайне. Обычно в коллекцию входит настенная, напольная плитка, фриз и декор. Фриз – это полоса с орнаментом, которая ограничивает облицованную поверхность сверху, снизу или на стыках.
Декоративные элементы
Обычно декоративные плитки на порядок дороже, чем простые (фоновые). Внешний облик плитки, ее декоративность прямо связанна со способом укладки. С появлением прямоугольной плитки среди дизайнеров разгорелся спор о том, как ее лучше укладывать. Одни настаивали, что размещать плитку нужно вертикально, поскольку это делает помещение зрительно выше, создает динамику и психологически лучше воспринимается.
Производители мгновенно отреагировали выпуском керамических «колонн» – длинных и узких плиток с растительным или геометрическим орнаментом. Такие колонны отлично подходят к интерьерам, выполненным в классическом стиле. Другие дизайнеры посчитали прямоугольные плитки подарком судьбы: ведь горизонтальные линии зрительно делают помещение просторней! И опять производители активно способствовали утверждению новой тенденции. Декоры, до недавнего времени выпускавшиеся по размеру короткой стороны прямоугольника (вертикальная укладка плитки), теперь многие фабрики делают также и с размером, соответствующим длинной стороне плитки (что предполагает укладку горизонтальную).
Ряд производителей выпускает узкие вставки шириной всего 2,3 или 4,8 см и длиной 30 см (голубые, зеленые, оранжевые, желтые, красно-коричневые). Казалось бы, пустяк, но такие вставки великолепно освежают самую непритязательную фоновую укладку. На вкус и цвет, как известно, товарищей нет. Поэтому бесполезно спорить, в какой тональности должна быть ванная комната. «Разумеется, белоснежной», – говорят одни. Другие полагают, что это банально и выбирают угольно-черную. Кто-то предпочитает сочные, насыщенные цвета, а кто-то без ума от мягких, пастельных, приглушенных. Кстати, сегодня возможны очень созвучные и тонкие сочетания, отличающиеся почти неуловимыми нюансами.
Вот вполне реальная фраза из жизни: «Мне нужна плитка цвета кофе с молоком. Нет-нет, кофе со сливками не годится!» Любителям контрастов тоже есть что выбрать. Некоторые коллекции включают плитки более чем двух десятков насыщенных оттенков. Выпускаются плитки однотонные и с так называемым плавающим цветом (близкие тона плавно перетекают один в другой). Встречаются плитки с несколькими контрастными оттенками, имеющими четкую границу. С появлением длинных форматов приобрели популярность вертикальные «растяжки». Это длинная керамическая плитка, интенсивность цвета которой плавно изменяется по длине.
Цветовая палитра
Цветовая палитра керамики удивительно разнообразна, с массой оттенков и новых модных цветов: бархатно-красный, ослепительно-синий, темно-пурпурный, солнечно-желтый, а еще коричневый, охра, беж, черный, персиковый... А ведь это только одна коллекция! В ней шестнадцать созвучных цветов, что открывает простор для полета фантазии и дерзких комбинаций. Те цвета, которые еще недавно использовались в качестве акцента, сегодня становятся фоном для отделки помещений, дают возможность создавать красочные и выразительные интерьеры.
Огромным спросом пользуются плитки, ассоциирующиеся с водной стихией: сине-зеленые, как водоросли, фиолетовые, как грозовое небо, бирюзовые и цвета морской волны – все эти цвета присутствуют в керамической палитре 2005-2006 года.
Рельеф и фактура
Искусство дизайнера заключается в умении правильно расставить акценты. В случае с керамикой для этого есть много возможностей. Декоративный элемент на сравнительно однородной поверхности фоновой плитки притягивает внимание. Другая текстура или специальная обработка поверхности кардинально меняет восприятие одного и то же цвета. Обычная белая плитка с декоративными вставками смотрится совершенно по-другому. И в зависимости от типа декора помещение может быть оформлено в любом стиле (классический, модерн, минимализм, кантри).
Так, например, стиль кантри подразумевает использование в интерьере нарочито грубой, «состарившейся» отделки. Для создания такого впечатления в ассортименте многих фабрик имеется рустикальная плитка. Ее отличают неровные контуры (при совершенно правильной геометрии), выщербленная поверхность, неравномерная окраска.
Шероховатости и неровности
В последнее время дизайнеры вспомнили о наличии у человека пятого чувства и начали уделять серьезное внимание тактильным ощущениям. Ведь они дают человеку массу информации об окружающем мире. Ощущение прикосновения – более древнее чувство, чем зрение и слух. Они связаны с рефлекторной памятью. Вспомните детскую привычку все трогать, постигать предметный мир через прикосновение.
Новые ощущения стали возможны благодаря специальной технологии, которая воспроизводит узор прожилок природного камня по всей толщине плитки.
Имитация
По традиционной технологии разнообразно окрашенные массы подаются из форсунок и смешиваются в узор прожилок для каждой плитки в отдельной формочке нужного формата. Компьютер повторяет алгоритм наполнения формы с небольшими вариациями, чем и достигается разнообразие рисунка прожилок. Теперь же рисунок прожилок и переходы оттенков цвета формируются на ленте конвейера длиною 30 м. Затем масса прессуется большими блоками 1,2x12 м, еще необожженный материал нарезается на модульные форматы, которые затем идут на обжиг.
Результат – большое разнообразие структур и оттенков. Имитация материалов – еще один популярный прием исполнения облицовки. Керамика способна воспроизвести ощущения, которые дает прикосновение к самым разным материалам. Дерево вызывает ощущение тепла и уюта, камень – твердости и надежности, стекло – хрупкости и чистоты, металл – прохлады и силы. Любой из этих материалов может воспроизвести керамика. Представьте себе ванную комнату или сауну, отделанную керамической плиткой под карельскую березу... Тепло, чисто, уютно. И в отличие от древесины, керамическая плитка не боится влаги.
В последнее время на рынке появилось множество разновидностей керамики, имитирующих самые экзотические материалы, – хоть змеиную кожу, хоть мех снежного барса, хоть паркет из древесины мербау. Преимущества керамики здесь неоспоримы. Хотя подобный отделочный материал и недешев, но он вполне доступен. И самое главное – он не наносит вреда природе: не нужно вырубать тропические леса и убивать редких животных.
Фотореализм
Итальянцы, как законодатели плиточной моды, подметили, что дизайн плиток следует за модными тенденциями в одежде. Сегодня в моде перья? Что ж, отлично! И вот одна известная итальянская фабрика выпускает новую коллекцию. В ней дизайнер сумел воплотить гармонию природы: простые формы, нейтральные цвета, гармония чередования темного и светлого. Изюминкой этой коллекции являются огромные птичьи перья во всю стену, собираемые из фрагментов, изображенных на керамических плитках.
Существуют аналогичные коллекции с представителями флоры и фауны. Фотореализм открывает перед художниками и дизайнерами новые горизонты. Ведь наша планета удивительно красива, и каждый может выбрать то, что ему по душе. Кому-то нравится сауна, «затерявшаяся» в дебрях тропического леса, другой любит принимать ванну, лежа в зарослях камыша, третий обожает простор, поэтому океанский пейзаж кажется ему оптимальным решением для туалета. А почему бы и нет? О возможностях дизайна керамических плиток можно говорить, наверное, беско нечно. Одно только этническое направление открывает массу удивительных возможностей. А ведь есть еще керамика для детей, микс-керамика, псевдомозаика и высокохудожественные авторские коллекции.
Еще существует множество модных, современных эффектов. Так что впереди у нас интересное керамическое будущее.
Мария Иванова