2009-09-09 10:08:51
Объем российского рынка стеклотары в 2008 году в стоимостном выражении составил около 1,35 млрд. дол. По оценкам экспертов, если в сегменте стеклобанок потребности превосходят производственные возможности, то в сегменте стеклобутылок дефицит уже можно считать уходящим явлением. Объемы производства в натуральном выражении в 2008 г. превзошли объемы потребления, а объемы экспорта - объемы импорта. Средний годовой прирост рынка стеклобутылок за период 2005-2008 гг. составил 22,9%.
Рассматривая структуру производства стеклобутылок по цвету, следует отметить, что в 2008 году продолжилось некоторое снижение производства бесцветных бутылок. Кроме того, в 2009 году некоторые производители объявили о вводе в эксплуатацию новых линий по производству цветного стекла. Это связано с постепенным насыщением рынка прозрачных бутылок и некоторым дефицитом, остающимся на рынке цветных бутылок. По оценкам компании Abercade, около 55% от всех произведенных бутылок в России являются бесцветными. В сравнении с показателями 2007 года выросло производство бутылок из коричневого и зеленого стекла, которые используется в основном для розлива пива. Также увеличилось производство стекол с особой цветностью. В основном, такие бутылки производятся по заказу производителей эксклюзивной ликероводочной продукции.
Самые востребованные из производимых бутылок - это емкости объемом 0,5, 0,7 и 0,75 л. На бутылку объемом 0,5л приходится около 50% рынка. Популярность бутылки данной емкости, обуславливается ее универсальностью. В такую емкость разливается значительный ассортимент крепкого алкоголя, пива, безалкогольных напитков и кетчупов. На долю бутылок объемом 0,25 литров приходится 10% от всех производимых бутылок. Потребителя тары такого объема являются производители слабоалкогольных напитков и воды. Доля бутылок емкостью 0,33 литра занимает в 2008 г. около 15% всего рынка – это связано, прежде всего, с производством пива и газированных напитков в таких бутылках.
В последнее время объемы импорта стеклотары неуклонно снижаются, что связано, прежде всего, с увеличением отечественного производства. Уже сегодня, после ввода новых мощностей по производству стеклотары, российские производители в состоянии практически на 100 % обеспечить рынок бутылкой. Кроме того, импортные бутылки, как правило, дороже российских, и их использование снижает прибыль компаний. Стоимость бутылки российского производства на 20—30 % ниже стоимости импортной, что связано с меньшими логистическими и таможенными издержками. В настоящее время доля импортных бутылок в общем объеме рынка составляет 2,2%, сообщает компания Abercade. Импорт, в основном, обеспечивает спрос на высококачественную пищевую стеклотару. При этом в продуктовой структуре импорта доминирующее положение занимают бутылки, основными потребителями которых являются производители алкогольных напитков и пива. В частности, за счет импорта удовлетворяется потребность российских потребителей в эксклюзивных бутылках. Кроме того, стабильным спросом на российском рынке пользуются импортные бутылки из цветного стекла. Стеклобутылки поставлялись в Россию в 2008 году более чем из 35 стран. Безусловно, основные поставки приходились на страны СНГ – 43,9% от общих объемов. Также значительные объемы стеклобутылок были импортированы из Польши – 15,6% и Великобритании – 9,7%.
За последние годы в России наблюдалась тенденция наращивания объемов экспорта стеклобутылок. Данный рост экспорта объяснялся, прежде всего, наращиванием объемов продаж компаний. Однако в 2007-2008 годах объемы экспорта стеклобутылок снизились. В сравнении с показателями 2006 года, в 2007 году данное снижение составило 23,73% (в 0,5 л исчислении), а в 2008 году экспорт увеличился незначительно. И, хотя, в разрезе данных общего объема рынка, данный показатель не столь существенен (в абсолютном выражении, объемы снижения экспортных поставок составляют 3,4 % от уровня объема рынка в этом периоде), перелом тенденции повышения экспортных поставок налицо. Структура российского экспорта стеклобутылок по направлениям поставок характеризуется традиционной ориентацией на страны СНГ. Основные объемы экспорта приходятся на Казахстан и Украину – 77,5% всего экспорта (из них в Казахстан отправляется 53,1% от всех объемов экспорта), а также Азербайджан и Киргизию - в сумме более 16,2%. Основной объем экспорта занимает бутылка 0,5л, на нее приходится около 80,5% от общего объема экспорта. Бутылки 0,25л занимают вторую позицию по объему экспорта, ее доля составляет 3,6%. Следующая по объему экспорта бутылка объемом 0,33л (3,5%). Такую структуру можно объяснить более слабым развитием рынка стеклотары стран СНГ по сравнению с Россией.
Объем потребления в 2008 году увеличился на 63,4% по сравнению с 2005 годом. Объем производства увеличился в 2008 году на 68,7% по сравнению с 2005 годом. То есть производство росло, почти таким же темпом, что и потребление, чуть-чуть его опережая. Основными потребителями стеклобутылки являются производители пива, ликероводочной продукции, вина/шампанского, слабоалкогольных и безалкогольных напитков, а также пищевых продуктов. Повышение спроса на стеклобутылку стимулируется ростом производства пива, вина и прочих напитков, что, в свою очередь, обусловлено ростом доходов населения. Кроме того, дополнительный спрос на пищевую стеклотару формируется в результате увеличения доли стеклянной упаковки и снижения использования оборотной тары. Однако экономические трудности, с которыми столкнулась большая часть населения России, уже в 2009 году, несомненно, замедлят рост рынка стеклянной бутылки. Постоянно растет спрос на эксклюзивные, в том числе сувенирные, бутылки. Производители стараются отвечать требованиям рынка и пытаются наладить производство этой продукции. Сегодня все больше потребителей стеклотары перестают заказывать сувенирные бутылки за границей (в Чехии, Германии, Италии, Австрии и т. д.) и переключаются на более дешевую и в то же время качественную российскую продукцию. http://marketing.rbc.ua/
|