Госдума приняла в третьем окончательном чтении закон о государственном регулировании торговли, сообщил «Коммерсант»
Закон направлен на создание прозрачных условий взаимодействия поставщиков и розничных сетей, а также содержит жесткие нормы антимонопольного регулирования. Депутаты говорят о прописанных в нем принципах свободной конкуренции, а ритейлеры, заявляя о своем поражении в связи с принятием этого закона, предупреждают о росте цен, сужении ассортимента и ухудшении качества товаров.
За закон, который вступит в силу 1 февраля 2010 г., проголосовали 348 депутатов, против 52. Закон, в частности, обязывает ритейлеров раскрывать информацию об основных условиях отбора поставщика продовольственных товаров в интернете. Также он запрещает торговым сетям с 25%-ной долей рынка продовольственных товаров открывать новые магазины в регионе.
Ограничивается размер премии за объем 10% от цены приобретенных товаров. Не допускается выплата скидки за объем при приобретении социально-значимых продуктов, а также включение в цену договора поставки всех остальных бонусов. Устанавливаются предельные сроки оплаты продтоваров в зависимости от сроков их хранения.
Кроме того, правительству РФ предоставляется право для стабилизации розничных цен устанавливать на срок не более 90 дней предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. Данная мера может действовать только в том случае, если в течение последних 30 календарных дней на территории какого-либо субъекта рост розничных цен на эти товары был 30% и более.
По словам спикера палаты Бориса Грызлова, законопроект изменит распределение прибыли между производителями, предприятиями пищевой промышленности, а также оптовыми и розничными сетями, устранив существующие перекосы в пользу торговых сетей. Председатель профильного комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров считает самой главной составляющей нового закона «мощную систему антимонопольного регулирования по всей цепочке». Он отметил, что принципы, прописанные в законе — это принципы свободной конкуренции, необходимые для развития и регулирования цен.
Однако со стороны ритейлеров положения закона вызывают резкую критику. После принятия закона во втором чтении Ассоциация компаний розничной торговли отметила, что не исключает риска повышения цен, резкого сужения ассортимента продовольственных товаров в России. Совладелец сети «Магнит» Сергей Галицкий считает, что принятый закон — нерыночное решение вопроса. По его словам, российский ритейл потерпел поражение. По словам исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли Ильи Белоновского, «закон создает преференции иностранным поставщикам, у которых есть возможность ограничения закона обходить, и сильно ударит по малому бизнесу. Для ритейлеров же закон означает существенное увеличение издержек. В итоге в магазинах вырастут цены, сузится ассортимент и ухудшится качество товаров».
http://www.proretail.info/