2015-07-01 16:24:41
Одних в Италии влечет вечный Рим, где брусчатка еще помнит шаги Юлия Цезаря и Нерона. Других — Флоренция, где все пропитано эпохой Возрождения: дома, узкие улицы, росписи храмов. Третьи без ума от Венеции с ее каналами, палаццо, площадью Сан-Марко. Четвертые облюбовали «носок» и «каблук» апеннинского «сапога», с городами, которые и по сей день служат декорациями к фильмам, рассказывающим о Средневековье. Но практические каждый желает тут остаться навсегда.
Во время путешествия по Италии неожиданно включается особое воображение, когда начинаешь примерять города на себя. Где-то хочется остаться навсегда и приобрести свою недвижимость в Италии, где-то — вести бизнес, а откуда-то, наоборот, быстрее убежать. И дело не только в опасностях, которые могут подстерегать на незнакомых улицах, но и в особом ритме жизни конкретного города, не совпадающем с собственным настроением.
Индустриальный север, непревзойденный и чарующий Рим, курорты на Адриатике, в Лигурии и Тоскане россияне уже оценили, а некоторые кое-что успели и приобрести, настало время изучения юга. Впрочем, и сами итальянцы не баловали вниманием ту часть страны, справедливо считая ее менее развитой экономически в сравнении с тем же Миланом или горнолыжным Турином. Наверное, поэтому все, что сегодня предлагают на юге Апеннин, в том числе и в курортных зонах, гораздо дешевле, чем в центре страны и на ее севере. За исключением разве что таких культовых мест, как остров Капри, Сорренто, Позитано, где уже нельзя возводить что-то новое, а старое предпочитают не продавать, а сдавать в аренду.
Неаполь, Искья, Альберобелло, Матера, Лече — это лишь часть городов юга Италии. Они расположены на разных концах побережья, в разных областях и провинциях и со стороны напоминают отдельные государства. Каждый город имеет свой неповторимый архитектурный стиль, а вместе с ним традиции и нравы.
Миновав малоэтажные окраины Неаполя с фруктовыми и оливковыми садами, попадаешь в тамошние спальные районы с панельными домами не выше шести-семи этажей, а потом появляется маленький кусочек Нью-Йорка — район высоток из стекла и бетона, неожиданно оказавшийся на совершенно другом континенте.
Город расположен на побережье Неаполитанского залива Тирренского моря, и создается впечатление, что он пытается вскарабкаться на холмы. Так вот там, на вершинах, строят и продают самое дорогое в Неаполе жилье, и там же расположены самые большие пешеходные улицы с магазинами известных и не очень известных европейских и мировых марок.
А где же Неаполь, знакомый нам по книжкам Джанни Родари и фильмам итальянских неореалистов? Это он и есть. Сами местные жители любовно называют его Старым городом. Здесь узкие улицы, завешанные бельем. В лавочках на первых этажах домов всегда можно купить свежие морские деликатесы, фрукты и овощи, продукты местного производства, включая пасту и пиццу, а на десерт — совершенно потрясающую ромовую бабу, что, впрочем, неудивительно, ведь ее родина — Неаполь.
Город у подножия Везувия был основан греческими поселенцами в VIII в. до н. э., так что все основное жилье уже возведено. А если серьезно, то земельные участки под строительство еще остались, однако время активного освоения территорий, скорее всего, прошло. Новостройки на рынке недвижимости иногда появляются, но чаще это виллы. Основа же рынка — вторичка. Начальная цена 1 кв. м — от 1000 евро, конечная колеблется в пределах до 6000–7000 евро в зависимости от района, расположения квартиры (этаж), наличия гаража и пр. Так, жилье в новостройке в одном из центральных районов Неаполя, площадью 98 кв. м, на пятом этаже пятиэтажного дома, без гаража предлагают за 305 тыс. евро. Основное достоинство — возможность обустройства чердака, иными словами превращение его в еще одно жилое помещение. А небольшой по российским меркам трехуровневый особняк площадью 155 кв. м, с балконом и небольшим садиком выставлен на продажу за 1 млн евро.
Кто приобретает апартаменты и виллы? Как правило, итальянцы, но есть среди покупателей и россияне, в основном те, что вышли замуж или женились на местных. Взоры же наших соотечественников, не обремененных узами брака с итальянцами, устремлены на Сорренто, острова Искья и Капри.
Можно только посочувствовать М. Горькому, сменившему солнечный Капри на Москву с ее переменчивой погодой. Хотя дом Рябушинского и даст 100 очков вперед тому жилью, которое снимал пролетарский писатель, но все же климат на острове дорогого стоит. Сегодня пожить в апартаментах известного россиянина может любой, их по-прежнему сдают в аренду. Но если в данный момент это место уже занято любопытствующими горьковедами, можно подыскать что-то другое, не связанное с громким именем. Устроить себе недельный зимний загул на Капри по карману многим: 1000 евро в неделю за дом с двумя спальнями, гостиной и кабинетом — и остров ваш.
С приобретением недвижимости в собственность все гораздо сложнее. Она на Капри, где уже давно ничего не строят, а только реконструируют из-за отсутствия свободной территории, довольно дорогая. К тому же предприимчивые итальянцы для каждого выставленного на продажу дома обязательно придумают занимательную историю. Вот, например, сейчас здесь продают самую дорогую виллу-замок Италии площадью 1000 кв. м, с вертолетной площадкой и садом. Цена серьезная даже по российским меркам — 30 млн евро. По уверениям продавцов, это вторая по значимости резиденция Тиберио Цезаря, а их на острове, как утверждают историки, было 12. Есть варианты поскромнее — 6 млн евро за апартаменты площадью 250 кв. м на вилле.
Впрочем, некоторые предпочитают заплатить всего лишь 18 евро за однодневную поездку на пароме до Капри, найти домик, где жил М. Горький, все виллы Тиберио, а главное — насладиться атмосферой и совершенно потрясающим воздухом маленького острова, на обратном пути заехать в удивительный Сорренто — город, расположенный на крутых скалах вулканического туфа и буквально отражающийся в Неаполитанском заливе. Названный еще греками «земля сирен», он как магнитом притягивал к себе поэтов, писателей и музыкантов. Здесь жили Гете и Стендаль, отдыхали Лист, Вагнер, Ницше.
Недвижимость тут в дефиците. Новые дома не строят, вторичное жилье редко выходит на рынок, поэтому гостей Сорренто выручают гостиницы и квартиры, предлагаемые в аренду. Уровень приличный — от четырех звезд и выше. Статус обязывает.
Практически та же ситуация и в Позитано — городе, расположенном в 7 км от Сорренто. Если приближаться к нему со стороны моря, то создается впечатление, что на горы наброшено разноцветное лоскутное одеяло: все дома настолько близко расположены друг к другу, что определить, где закончился один и начался другой, можно лишь по цвету стен. О вилле или хотя бы квартире здесь мечтают многие, как только попадают в это необычное место. Но, увы, все, что когда-то тут продавали, уже давно разобрано состоятельными жителями Рима, и чужаков-собственников здесь практически нет.
Наземный путь из Неаполя в Бари или с Амальфитанского побережья на Адриатическое море лежит через университетский город Беневенто, сравнительно небольшой, насчитывающий чуть более 60 тыс. жителей. Во времена римлян он был одним из процветающих, и именно через Беневенто проходила знаменитая Аппиева дорога, соединявшая Рим с Южной Италией. До наших дней сохранился мост через реку Сабато. Вот только сегодня у него несколько пугающее название — Понте Лепрозо, мост Прокаженных.
Беневенто — город студентов, поэтому здесь нет страждущих гастарбайтеров как из стран Африки, так и из Восточной Европы. Здесь имеется довольно любопытный исторический центр с древнеримскими развалинами, спрятавшимися за узкими улочками, храм Святой Софии, театр, парк. Ведется здесь и строительство жилья, но лишь малоэтажных домов. Спросом оно пользуется, как правило, у местного населения, русских среди потенциальных покупателей не встречалось. Более того, многие в городе никогда и не видели туристов из России. Средняя цена 1 кв. м не так уж и мала для глубокой итальянской провинции: от 1000 до 2000 евро/кв. м.
Город святого Николая, Бари хорошо известен христианским паломникам. С 7 по 9 мая, в дни празднования именин святого, поклониться его мощам приезжают верующие со всего мира. В остальное же время город является некой отправной точкой, из него туристы совершают вылазки в живописные окрестности и небольшие поселения, расположенные вокруг места паломничества. Однако, несмотря на такую популярность, гостиниц в городе сравнительно немного, зато распространена практика сдачи в аренду комнат, расположенных в старых доходных домах, чем-то напоминающих московские коммуналки. В результате забронированный номер в трехзвездочном отеле может оказаться комнатой в «коммуналке», а соседями на несколько дней — с десяток китайцев, решивших сэкономить на аренде. Обнаружить подвох можно только на месте. Тем не менее цена за такой «номер» выше, чем стоимость проживания в настоящих трехзведочных гостиницах в Неаполе и Риме.
В самом Бари интересен разве что старый город с лабиринтами улиц, белоснежными церквями, построенными в нормандском стиле, и древним замком. Гораздо любопытнее его окрестности. По крайней мере некоторые архитектурные формы можно увидеть только здесь.
Альберобелло — сказочный городок с совершенно необычными строениями трулли, признанными ЮНЕСКО частью исторического и культурного наследия. Конусообразный дом вполне можно принять за обиталище троллей, но никак не людей. Маленький, уютный, с круглыми стенами, без окон и с одной лишь дверью. Однако появилась такая архитектурная форма здесь неслучайно. Во времена испанского господства закон запрещал без королевского одобрения возводить на своей земле капитальные строения. Выход был найден: строить то, что быстро можно разобрать. Трулли по форме напоминают шалаш, и возводят их из плоских камней, накладываемых друг на друга без связующего раствора. Держит всю эту конструкцию огромный камень, тот самый, «краеугольный», положенный сверху. Достаточно его вытащить, чтобы весь дом моментально превратился в развалины.
Сегодня в Альберобелло и его окрестностях насчитывается около 1600 трулли. В сельской местности их используют как подсобные помещения, а в городе большую часть превратили в магазины и гостиницы. Остались и жилые дома, но их очень мало. Путешественнику, который захочет испытать прелести жизни в трулли, не надо включать воображение, достаточно лишь снять номер. Ночь обойдется в 100 евро.
Матера хоть и находится недалеко от Бари, но географически он расположен уже в другом районе Италии — Базиликата. Это полная противоположность Альберобелло и тоже напоминает сказку. Его старая часть выдолблена в огромной скале. Матера неоднократно использовалась в качестве декораций к фильмам. Наиболее известные из них — «Евангелие от Матфея» Пьера Паоло Пазолини, «Царь Давид» Брюса Бирсфорда с Ричардом Гиром, а также «Страсти Христовы» Мела Гибсона. Люди побогаче пристраивали к скалам стены, победнее — обустраивали пещеры. В 50-х гг. прошлого века из-за невозможности провести в пещеры коммуникации стали возводить новый город, однако не все хотели покидать насиженные веками места. Были случаи, когда переселение семей проходило не без помощи полиции. Но часть старого города, где в скалу встроены дома, оставили нетронутой, она по-прежнему жилая. Однако сейчас ее постепенно завоевывает любопытствующий турист. На многих домах висят объявления о такой услуге, как bed and breakfast.
А некоторые пещеры постепенно начали превращать в музеи, в них восстанавливают прежний интерьер. Внаем пока не сдают, зато туристам становится понятно, почему так не хотели покидать столь просторные жилища их хозяева.
В этой части Италии есть еще много не менее интересных мест, архитектура которых остается в памяти на всю жизнь. Маленький Остуни издалека напоминает огромный свадебный торт, а от барокко Лече можно просто потерять голову.
|