Аналитика и исследования коммерческой и жилой недвижимости Украины


Главная О компании Услуги компании Наши клиенты Реклама Контакты






ИТОГИ 2009: Ритейлеры РФ рвутся в бой, не заметив потерь

2009-12-31 09:47:35

ИТОГИ 2009: Ритейлеры РФ рвутся в бой, не заметив потерь Российские ритейлеры проявили в уходящем году завидную твердость духа. Ни кризисный спад продаж, ни проблемы с кредитами, ни споры вокруг закона о торговле не заставили их отказаться от планов развития и заморозить инвестпроекты. Большинство игроков ждут в новом году восстановления спроса и торопятся расширить сети, считает «Рейтер»

Крупнейшая сеть продуктовых дискаунтеров «Магнит» заложила в следующем году рекордный в своей истории инвестбюджет в $1 млрд., чтобы открыть свыше 500 новых магазинов. Главный конкурент «Магнита» — X5 Retail Group — увеличила инвестпрограмму на треть, намереваясь удвоить темпы открытия новых магазинов. Усилить экспансию планируют «Дикси», «Виктория», «Лента» и крупный сибирский ритейлер «Регионмарт».

Иностранные ритейлеры тоже обещают не снижать планку. «Рынок начинает восстанавливаться, мы это видим по динамике предновогодних продаж: она заметно выше, чем в прошлом году. Рост будет. У нас в 2010 году будет точно не меньше новых открытий, чем в 2009-м, и мы продолжим расширяться», — сказала представитель Mеtro Cash&Carry Оксана Токарева.

Сетям есть куда расти. На тысячу россиян сейчас приходится примерно 500 квадратных метров торговой площади — самый низкий показатель в Европе после Украины, подсчитала инвесткомпания Prosperity Capital.

Верят в рост и инвесторы: подешевевшие к январю 2009 года на 80-90% бумаги российских ритейлеров к концу года отыграли падение ростом на 100-130%. Успешнее всех оказался «Магнит»: сейчас стоимость его акций на 40% выше, чем в докризисном январе 2008 года.

Событие года: Закон о торговле

Принятие закона о торговле стало главным событием года в отрасли, хотя ритейлеры и восприняли его в штыки. Запрет продуктовым сетям открывать новые магазины на территориях, где их доля превышает четверть от товарооборота продовольствия, «фактически запрещает заниматься бизнесом», считает глава «Магнита» Сергей Галицкий. Закон ограничил бонусы компаний 10%-й скидкой от поставщиков, и, чтобы удержать рентабельность, ритейлерам придется находить новые способы сокращать издержки и заставлять покупателей больше тратить. «Основной тренд, который мы видим для себя в 2010 году — это агрессивная ценовая политика и работа «внутри магазина», — говорит г-н Галицкий.

Жертва года: Carrefour

Массовых банкротств в ритейле, вопреки прогнозам, не случилось. Но самой громкой неудачей в 2009 году стал демарш французской сети Carrefour, объявившей об уходе из России. Carrefour изучала российский рынок больше пяти лет перед открытием первого магазина, но задержалась на нем лишь на три месяца.

Официальное объяснение ухода Carrefour — «отсутствие перспектив». Участники рынка видят другие причины — неясность с законом о торговле, ошибки менеджмента и внутренние проблемы головной компании.

В октябре Carrefour выставил на продажу свой российский бизнес — два магазина в Москве и Краснодаре и контракты на открытие еще нескольких, но пока не смог найти желающих — российские гипермаркеты французского гиганта, по мнению участников рынка, расположены не в самых удачных местах.

Загадка года: «Седьмой Континент»

Старейшая российская сеть супермаркетов «Седьмой Континент» в 2009 году получила от аналитиков «черную метку» за закрытость: Deutsche Bank приравнял целевую цену акций компании к нулю за отсутствие финотчетности с 2008 года. Почти весь год компания и ее главный акционер Александр Занадворов разбирались с долгами, сведя к минимуму контакты с общественностью и темпы своего развития. Продажи начали падать, что заставило компанию снижать цены и сражаться за покупателя с дискаунтерами.

Интерес к покупке «Семерки» проявляли Carrefour и крупные фонды, но безрезультатно. Сейчас контрольный пакет акций компании находится в залоге у «Альфа-Банка», Natixis и фонда Spinnaker Capital.

Перед Новым годом «Седьмой Континент» неожиданно объявил, что упраздняет должность финдиректора, переложив финансы, закупки, логистику и продвижение всей компании на плечи экс-коммерческого директора Натальи Слепенковой. О причинах таких кадровых решений ритейлер молчит.

Сделка года: Х5 и «Патэрсон»

Год оказался для ритейлеров крайне бедным на слияния и поглощения. Покупатели большей частью безуспешно ждали «дна», а продавцы изо всех сил держали оборону.

Крупнейшей сделкой на рынке стала покупка в ноябре лидером рынка X5 сети супермаркетов «Патэрсон», объединяющей 82 магазина в Москве, Петербурге и крупных городах РФ. X5 заплатила за 100% «Патэрсона» $189,5 млн. деньгами и взяла на себя $85 млн. его долга. Сделка даст Х5 ежегодный прирост денежного потока на $50 млн. в год.

Еще одну рыночную покупку в ритейле сделал глобальный инвестфонд TPG совместно с ВТБ, купив 35% акций сети «Лента» примерно за $110 млн.

Немногочисленные другие сделки касались передачи активов сетей за долги. Кредитор акционеров сети Spar Александр Мамут забрал в счет долга ее контрольный пакет, активы сети «Самохвал» достались банкам «Возрождение» и «Северный Морской Путь», а Сбербанк получил контроль в ритейлере «Мосмарт», проведя реструктуризацию его долгов.

Достижение года: SPO «Магнита»

«Магнит» оказался единственной компанией российского потребрынка, отважившейся в кризисный год предложить инвесторам новые акции на Лондонской бирже. Риск оправдался: книга заявок на «Магнит» была переподписана, и размещение прошло по верхней границе объявленного коридора. В результате компания привлекла около $360 млн., которые пойдут на финансирование крупнейшей инвестпрограммы в ее истории.

Интрига года: Wal-Mart

Лидер мировой розницы Wal-Mart в конце прошлого года открыл в России офис и вступил в отраслевую ассоциацию ритейлеров. Этим долгожданная экспансия компании пока и ограничилась. Обсуждения покупки доли в сетях «Лента», «Копейка» и «Окей», в которых Wal-Mart участвовал, не дали результата, а планы и стратегия Wal-Mart в отношении России остаются загадкой.

В ноябре Штефан Фандерл, отвечавший за выход Wal-Mart на российский рынок, покинул компанию. Но ни уход Carrefour, ни кризис не пошатнули намерений Wal-Mart здесь работать. «Все хорошо. Мы по-прежнему заинтересованы в российском рынке», — говорит директор по корпоративным отношениям Wal-Mart в РФ и Восточной Европе Константин Дубинин.

Коллектор года: Сбербанк

Госбанки в кризис поддержали ритейлеров кредитами, выполнив антикризисное поручение правительства. Но избежать передачи активов банкам за долги все же не удалось. Самый большой урожай собрал Сбербанк, получивший всю недвижимость крупного сибирского ритейлера «Алпи» и контрольный пакет компании «Мосмарт», а также подписавший соглашение о намерениях взять под контроль розничный бизнес сети «Вестер» — сделка будет завершена в середине марта 2010 года, сказал агентству глава и совладелец «Вестера» Олег Болычев.

По кредитам Сбербанка также заложены недвижимость сети «Копейка», контрольный пакет акций и швейная фабрика бельевой сети «Дикая Орхидея», имущество крупнейшего оператора книжной розницы «Топ-Книга». Недавно Сбербанк подписал рекордное для торговой отрасли кредитное соглашение с X5 Retail Group на $1,1 млрд. на пять лет по плавающей ставке. Вопрос, что стало обеспечением по этому кредиту, руководство Х5 оставило без ответа.

Аргумент года: IKEA

Крупнейший в мире розничный продавец мебели ИКЕА сумел извлечь пользу из российской традиции «ручного» управления экономикой. Шведский ритейлер больше года не мог открыть торговый комплекс в Самаре из-за отсутствия нужных документов, и летом 2009 года глава IKEA Андерс Доувиг публично пригрозил заморозить инвестиции в РФ из-за «непредсказуемой бюрократии». Заявление услышало руководство Минэкономразвития, и проблема решилась.

Прорыв года: «М.Видео»

Кризис изменил расклад сил на российском розничном рынке домашней техники. Сеть «М.Видео» по итогам первого полугодия отвоевала первое место по объему продаж у бессменного лидера рынка «Эльдорадо», хотя и с минимальным отрывом: 38,4 млрд. рублей и 37,7 млрд. рублей соответственно. «Эльдорадо» пришлось закрыть 32 неэффективных магазина, что привело к падению выручки почти на треть. «М.Видео» в это же время активно расширялась: в 2009 году открыла 22 магазина, а в следующем обещает удержать лидерство, открыв еще до 20 гипермаркетов.

http://www.proretail.info/

Поиск

Подписка

Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья
Готовые исследования, обзоры
Новости, статьи и аналитика
RSS-лента (новости, статьи и аналитика)
RSS-лента (Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья)
RSS-лента (Готовые исследования, обзоры)