Бизнес-сообщество обратилось в Минторг с предложениями устранить ряд барьеров, мешающих более эффективно развиваться розничной торговле, и тем самым избежать поглощения со стороны иностранных торговых сетей.
Как пояснил «Белорусским новостям» председатель Республиканской конфедерации предпринимательства (РКП) Виктор Маргелов, речь, в частности, идет о том, чтобы снять ограничение на продажу товаров (кроме алкогольных и табачных изделий) между магазинами разных собственников с применением торговой скидки для последующей розничной реализации. Данная мера, по его словам, создаст условия для оптимизации товарных запасов предприятий розничной торговли, так как позволит им приобретать более мелкие партии товаров не только у производителей, но и друг у друга, взаимно обогащать ассортимент, помогать реализовывать залежалый товар.
Но еще более важным, по его мнению, является то, что такая мера позволит предприятиям розничной торговли создавать торговые сети, объединяющие магазины, принадлежащие разным собственникам, что повысит их общую конкурентоспособность.
«Совместными усилиями работать было бы легче. Например, проводить маркетинговые исследования, внедрять автоматизацию, — говорит Маргелов. — Но из-за ограничений мелкие торговые предприятия не могут объединяться в сети и лишены возможности повысить эффективность своей работы».
На протяжении нескольких последних месяцев экономические показатели многих предприятий торговли и общественного питания ухудшаются. Это стало следствием, помимо прочего, снижения потребительского спроса из-за сокращения доходов населения в результате кризиса. По данным Белстата, у предприятий торговли и общепита за январь-ноябрь прошлого года выручка сократилась на 2,5% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, а прибыль от реализации продукции упала на 8,4%. При этом чистая прибыль сократилась на четверть. Количество убыточных организаций за 11 месяцев выросло с 6% до 8,9% и достигло 187, что является вторым после промышленности показателем.
Сегодня рентабельность в торговле — одна из самых низких среди отраслей экономики (ниже только у организаций ЖКХ) и имеет тенденцию к дальнейшему снижению. По итогам 11 месяцев 2009 года она составила 2,9% против 3,1% годом ранее. При этом наиболее низкая прибыль у продовольственной розницы — менее 1%, тогда как у непродовольственной она составляет 2-2,2%, сообщил Маргелов. Еще выше рентабельность у оптовой торговли — около 5%.
«В таких условиях нищие магазины, которые устали бороться один на один со своим положением, становятся легкой добычей крупных торговых сетей, владельцами которых являются иностранные структуры», — отметил глава РКП. По его оценкам, за последние несколько лет в Минске было скуплено не меньше ста торговых точек.
Такая практика, считает Маргелов, в корне противоречит национальным интересам. По его мнению, развивать торговлю в стране можно и при более активной роли отечественных инвесторов. Для этого необходимо лишь снять ряд административных барьеров.
Сегодня в Беларуси на продовольственном рынке наиболее активно работают два российских розничных оператора — «Белмаркет», принадлежащий «Альфа-групп», и «Алми». По мнению некоторых экспертов, российский капитал присутствует и в сети магазинов «Рублевский».
Впрочем, на рынке активничают не только иностранные, но и отечественные игроки розничного бизнеса. Один из ведущих национальных операторов — сеть дискаунтеров «Евроопт», недавно заявил о приобретении мозырской розничной сети «Нелли», состоящей из десяти магазинов.
По данным агентства Nielsen, количество розничных торговых точек в Беларуси сократилось с 18 101 в 2005 году до 16 202 на начало 2009-го (в Минске с 3 693 до 2 543 соответственно). При этом число крупных форматов торговли в столице растет, а малых — сокращается. В частности, число гипер-, супермаркетов и универсамов выросло в Минске за этот период с 87 до 115, больших продовольственных магазинов — с 220 до 231. В свою очередь, количество средних продмагов уменьшилось до 208 с 265, малых — до 189 с 222, а коммерческих киосков и павильонов — до 111 с 912.
Источник: allretail.com.ua