2012-01-01 11:40:09
Великий испанский ученый Марсслино Мснендес Пелайо спустя столетия, нисколько не сомневаясь, высказал мысль, что стиль мудехар - единственный собственно испанский стиль в архитектуре, которым стоит гордиться. Гордость христиан-испанцев и творческий дух мавританских архитекторов, художников и ремесленников слились в позднем Средневековье воедино, образовав в Старом городе Тсруэля такие памятники мудехарского стиля, как церковь Сапта-Мария-де-Медиавилья, церковь-крепость Эль-Сальвадор, церкви Сан-Педро и Сан-Мартин.
Под знаком креста и влиянием исламской традиции неизвестные мусульманские мастера создали собственный архитектурный и декоративный стиль: мудехар. Ремесленники и архитекторы, чьих имен история не сохранила, строили храмы из прочного желтого кирпича и украшали их так же, как украшали бы мечети и дворцы: стрельчатыми окнами и богатыми орнаментами. Кладка кирпичей в форме колосьев и ромбов, а также повторяющихся, пересекающихся арок - важные элементы орнамента в стиле мудехар. Для церковных башен характерно роскошное убранство фасадов и инкрустации из черных, зеленых и серебристо-белых изразцов, наследников кордовских украшений. Орнаменты и разнообразные коллажи из плитки освобождают башни от их тяжеловесности и придают им определенную элегантность.
После преодоления 123 аупенек надо перевести дыхание, хотя взгляд тут же устремляется со смотровой площадки Эль-Сальвадора на южно арагонскую пустыню Сьерра де Камарену. черепичные крыши и - в лучшем смысле слова - выдающиеся мудехарские орнаменты в квартале Старого города. Значительным памятником мавританского искусства является богато украшенный свод собора, сообщает портал socmart.com.ua.
Благодаря особенностям арагонского права мавры спокойно жили рядом с христианами вплоть до XV в. Поэтом)7 мавританские архитекторы могли творить здесь дольше, чем в других провинциях Испании, распространяя свое влияние по всему независимому арагонскому королевству. Теруэль дал Арагону больше, чем получил от него взамен, - отмечает по этому поводу историк искусства Гопсало Горрас Га л не. Свободная жизнь мавров закончилась в 1493 г., когда закрыли главную мечеть. Через несколько лег им надо было либо поменять веру; либо навсегда покинуть пределы Арагонии.
Впрочем, имя Теруэля связано не только с мавританской архи- , тектурой, но и с трогательной легендой, повествующей об Изабе-ли де Сегура и Хуане Диего Мартинесе де Марсилья, теруэльских влюбленных. Семья прекрасной Иза-бель отклонила сватовство бедного Хуана и дала ему пять лет на приобретение богатства. Хуан пошел на войщ. разбогател, но по возвращении домой узнал, что Изабель отдали за другого. Все еще влюбленный, он ворвался в ее покои и попросил об одном поцелуе. Изабель ответила ему отказом, и юноша умер от чрезмерного страдания. Мессу за упокой его души служили в церкви Сан-Педро. Иза-бель пришла и, поцеловав Хуана, мертвой опустилась на церковный пол.
Теруэльских влюбленных обнаружили спустя более трех столетий после их смерти вцеркви Сан-Кос-ме-и-Сан-Дамиан. В - церковном мавзолее нашли скульптурную группу из алебастра, изображающую пару влюбленных, напрасно протягивающих руки друг к другу. За скульптурами скрыты две мумии в стеклянных гробах. Правда, неизвестно, те ли это влюбленные, про которых в народе сочинили насмешливое двустишие: Los amantes de Teruel tonta ella, tonto йl (Влюбленные из Теруэля лишь в глупости и преуспели).
|