2011-12-28 14:03:48
Вымысел или истина? До сих пор неизвестно, восходит ли история религиозного сообщества бегинок, отмежевавшегося в XII в. от женских монастырей, к святой Бегге, основавшей в 961 г. монастырь в Андене. Входя в ворота обителей в Льере и Кортрей-ке, мы видим вырезанные из камня изображения святой Бегги. Однако, несмотря на это, некоторые ученые объясняют этимологию названия основанного в Средние века сообщества первоначальным цветом их одеяний -бежевым. Часто название понимается и как своего рода ругательство, обращенное к еретичкам. С уверенностью можно заявить лишь одно: нищенствующим орденом бегинок назвать никак нельзя - женщины, живущие в обителях, были, как правило, зажиточными особами, сообщает портал www.socmart.com.ua.
Сообщество бегинок являлось весьма необычным: овдовевшие и незамужние женщины объединялись в религиозную общину, порой даже не получая благословения от Папы Римского. Первоначально, еще проживая в разных городах, в собственных домах, они устраивали коллективные встречи, чтобы сообща молиться. Помимо обета послушания бегинки давали и обет безбрачия. Особенность этих обетов заключалась в том, что от них в любое время можно было добровольно отказаться. В отличие от традиционных монастырских устоев бегинкам разрешалось жить вне обители и даже выходить из нее при желании вернуться к мирской жизни. Замужество также не встречало запретов.
Двери домов и врата обителей бегинок были открыты с самого восхода солнца и до заката. То же мы наблюдаем и сегодня, когда обители, ставшие пристанищем для престарелых и социально не обустроенных или (как в Лёве-не) отдавшие свои территории местным университетам, закрываются только на ночь.
Бегинки свободно распоряжались своим имуществом и владели земельными наделами. Обет бедности был им чужд, они усиленно заботились об обеспеченном существовании: изготовляли веревки, плели кружева, стирали и отбеливали белье. А кроме того, воспитывали доверенных им девушек. Забота о больных и бедняках также входила в сферу их деятель- нести. Обители бегинок были независимыми, и в каждой была своя настоятельница. Л в таких крупных сообществах, как, например, Большая обитель в Лёве-не, было даже по четыре настоятельницы.
Обители включали в себя общежития бегинок, конвент для новоприбывших, дом настоятельницы, больницу и стол Святого Духа, от которого кормились нищие Рядом с типичными дворовыми постройками, вокруг небольшой церквушки - как в Льере и Тонгсрене, - разрастались корпуса общежитий.
Бегинки прославились не только добрыми делами. Благодаря бельгийскому писателю прошлого века Феликсу Тиммермансу обители бегинок получили ореол романтической идиллии, который и по сей день неразлучен с ними. Однако послушниц теперь уже почти не осталось. Престарелая настоятельница Термина Гогевейс и Джулия Доогс - последние бегинки, живущие в Малой обители в Тенте. Во всей стране их осталось только пять. Поэтому нет ничего странного в том, что сестра Гогевейс с горечью говорит: Больно осознавать, что с нашей кончиной бегинки навсегда исчезнут с лица Земли. Неизвестно, что тогда случится с нашими обителями. Очень трудно быть последними и при этом оставаться предметом всеобщего внимания. Порой мне кажется, что за нами следят, как за зверями в зоопарке... Такова жизнь.
Источник: http://www.socmart.com.ua
|