2021-05-28 15:49:39
Сегодня нож на кусторез купить не проблема. Есть несколько удобных моделей по очень низким ценам. А вот исторические ножи не продаются, они в музеях.
Откуда эти ножи в деревне, а их в домашних хозяйствах сельчан нашлось несколько штук. И узнали, что зимой сорок второго вышел к деревне заблудившийся в пургу отряд красноармейцев. Они вышли на русскую речь, но встретились с предателями, сотрудничавшими с немцами, и были расстреляны.
Их похоронили, а бывшие у них ножи, понятно, разобрали по домам.
Нам показали кладбище, где были захоронены погибшие бойцы. Хоронили их возле своего дома две женщины. Их сын и муж был на фронте и погиб позже на Западной Украине.
Над «кладбищем» стоял фанерный выцветший и покосившийся обелиск. Из земли повылезали черепа и кости захороненных 23 года тому назад бойцов. Женщине одной (свекровь давно умерла) не по силам было поддерживать захоронение в достойном виде. Тем более, что соседка каждую весну прирезала к своему огороду куски от кладбища.
Она, увидев нас, тут же прибежала с криком: «Они вже померли, а нам жить треба! Да и хто воны, не звестно!»
Мы знали, кто они. В этих именно местах пропал без вести в 1942 году батальон танкодесантников. Как в воду канул. Их родным сообщили не о погибших, а именно о пропавших без вести со всеми тяжелыми последствиями для их семей.
Список погибших был восстановлен, семьи узнали, где и как погибли их родные.
После слета участников похода, состоявшегося осенью в крепости-герое Бресте, где челябинская экспедиция заняла второе место (первое было присуждено одесситам, установившим обелиски на кавказских горных перевалах) меня и бывшего танкодесантника Станислава Васильевича Казанцева (вечная ему память!) пригласили на Московское телевидение в передачу из цикла «Альманах «Подвиг» Сергея Сергеевича Смирнова, открывшего миру подвиг защитников Бреста.
Мы рассказали о 96-й бригаде, а особенно остановились на этом отрезке ее пути. Показали заброшенное кладбище, орущую соседку. Рассказали, как пошли после этого к председателю колхоза, что в Озерках, и попросили привести захоронение в порядок, нам-то предстояло отправляться дальше – через юг России Украину, Молдавию – до границы.
И услышали в ответ:
– А умные на войне живыми оставались. Я тоже воевал, но ведь жив.
Мы с трудом удержали ветеранов, рвавшихся набить ему морду.
В телепередаче участвовал Константин Симонов, посвятивший почти все свое выступление челябинской экспедиции и особенно тому, что произошло в Озерках.
С чего это я вернулась в 1965 год?
Да вот ножи златоустовские увидела, не те, другие, современными мастерами выкованные и украшенные. Но так же способные к бою…
|