2011-02-04 13:43:30
Отчасти свои финансовые проблемы торговые сети попытались решить путем увеличения отсрочек платежей за поставленный товар. По словам Дмитрия Каширина, коммерческого директора ООО «Квиза-Трейд», многие поставщики учли условия, сложившиеся пересмотрели совместные с сетями соглашения и пошли на компромисс. Однако были и такие, кто решил выйти из сетей и переориентироваться на другие каналы сбыта - рынки, линейная розница. «Такой шаг они аргументировали тем, что с указанным форматом проще работать учитывая большую наценку и меньше отсрочке выплат. Вскоре многие осознали, что это не панацея: растут расходы на обслуживание, увеличиваются количество точек контроля, излишки товара и «невозврата» средств », - говорит господин Каширин.
По мнению Валерия Левенстама, вице-президента по коммерции группы компаний Fozzy Group, в кризисное время важно, чтобы и поставщики учитывали, что покупатель стал более чувствительным к цене, а следовательно предлагали адекватные закупочные цены. «Сегодня покупатель совершенно не готов переплачивать за то, что производитель перестраховывает свои риски и, скажем, закладывает в стоимость продукта курс валюты, в 1,5-2 раза превышает реальный. Кстати, в последнее время самые актуальные мобильные телефона которые поддерживают 2 сим карты, а у наших партнеров они по супер ценам.
Одновременно с наступлением кризиса у некоторых участников рынка появились новые возможности. В связи с тем, что рост курса валют привело к удорожанию импорта, немало ритейлеров взяли курс на освоение продукции украинского производства. Так, «Новая линия» не просто переориентировалась на отечественного поставщика, но и инвестирует часть собственных оборотных средств в производственные программы, стимулирующие выпуск продукции, которую потом компания и заказывает. А 70% товара на полках этого ритейлера - отечественного производства.
Ложкой меда в кризисной бочке с дегтем снижение арендных ставок в торговых центрах почти вдвое. Якорные арендаторы получают значительные скидки. Кроме того, преимущество получили продовольственные сети: по данным аналитиков «Украинской торговой гильдии», в некоторых центрах на смену супермаркетам электроники пришли продовольственные рынки, способные привлечь гораздо больший поток посетителей.
Планы и прогнозы
Некоторые сети, например австрийская Billa и немецкая Praktiker, уже заявили о планах по развитию в Украине. Планирует расширить свое присутствие на рынке и французская сеть гипермаркетов «Ашан». Некоторые украинские торговые операторы тоже рассматривают текущие условия рынка с точки зрения новых возможностей. Так, в конце сентября компания «Эльдорадо» открыла сразу 18 новых магазинов, инвестировав в проект более 18 млн долл. «По оценкам наших экспертов, рынок Украины недостаточно обеспечен супермаркетами бытовой электроники высокого европейского класса», - объясняет такой шаг Сергей Дрозд, глава наблюдательного совета ООО «Торговая компания« Эльдорадо ».
По словам Рымаренко, франчайзинг является эффективным инструментом развития бизнеса. Его основные преимущества: отработанные бизнес-процессы, снизить риски за счет опыта франчайзера и знание рынка местным оператором, маркетинговая поддержка и налаженная система поставок. Однако прежде все зависит от системы работы (самостоятельный бизнес или франчайзинг), а от сегмента рынка, конкурентоспособности бренда, барьеров для вхождения на рынок, правильного позиционирования, рентабельности.
Как результат - появление первых массовых продуктовых франшиз: волынский «Наш Край» продал более десятка франшиз по всей стране, «Пакко» (сеть супермаркетов «Вопак») и «Агроконтракт» («Колибрис») ограничились по одной в своем регионе, но в будущем обещают значительно увеличить экспансию.
Вопреки всему, ритейл Украине остается перспективным для инвестирования, ведь уровень розничных продаж на душу населения здесь значительно ниже показатели западных стран, сообщает http://www.businessclass.kiev.ua. При этом доля сетей в сегменте организованной торговли не превышает 45%. Марта Костюк, заместитель директора, руководитель отдела аналитики и консалтинга компании DTZ, отмечает: «По оценкам компании DTZ, после улучшения ситуации в экономике Украины ритейл скорее покажет положительную динамику, правда, только в больших городах с населением свыше 700 тыс. человек. Маленькие же города смогут восстановить покупательную способность населения не ранее 2010-2011 гг.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что до конца года ожидать изменения в структуре отечественного продуктовой розницы не стоит. Время, если рост курса доллара продолжится, на украинских ритейлеров ждут черные времена. Так, И. Баленко считает, что курс 12 грн. за доллар станет критическим для развития ритейла в Украине. По его словам, сетевики уже адаптировались к курсу гривны на уровне 8-9 грн. за доллар, однако дальнейшее падение нацвалюты может привести к массовому банкротству как ритейлеров, так и поставщиков товаров.
Источник: http://www.socmart.com.ua/
|