2012-05-24 23:28:49
С конца X и начала XI в. уже можно говорить об определившихся чертах нового стиля, стиля эпохи развитого феодализма. В стране, переживавшей мощный политический и культурный подъем, строительство получает широкий размах и достигает исключительного блеска. В культовой архитектуре, которая в эту эпоху известна нам лучше, чем гражданская, ведущим становится тип купольного храма с удлиненной продольной осью, с масса Mill, образующими в пространстве форму креста, с высоким куполом в центре, на' четырех столбах. Алтарная апсида обычно заключена в прямоугольное очертание внешних стен. Усиливается устремление ввысь, чему особенно способствуют вытянутые пропорции многогранного барабана купола, перекрываемого острым шатром. Увеличились масштабы храмов. Все более или менее значительные церкви имеют портики с запада и, чаще, с юга. Строгость, классичность, характерная для памятников эпохи раннего феодализма, уступает место большему многообразию, живописности, динамичности. В качестве одной из важнейших задач выдвигается задача декоративного оформления фасадов. Украшения - декоративные арки, резные карнизы, наличники входов и окон, розетки, кресты и др. - становятся полноправным компонентом архитектурного про взведения. Резьба достигает исключительно пышного развития. Внутри храма стены и своды сплошь расписывались: от XI-XIII вв. мы имеем ряд первоклассных но художественно-историческому значению циклов стенных росписей. Однако общие декоративно-живописные тенденции не нарушают ясной тектоники и четкости композиционного построения архитектурных произведений. Связь богатого декора с архитектурой всегда логически обоснована.
Важнейшие памятники последних десятилетий X в упоминавшийся уже Кумурдо, кафедралы Ошки (конец пятидесятых и начало шестидесятых гг.) и Xахули (в настоящее время оба па территории Турции), уже знаменуют наступление новой эпохи.
|