2012-01-02 22:21:48
Мечеть Санкоре с четырехгранным минаретом - самое известное здание в городе
Рене Келье писал 20 апрош 1828 г.: На закате мы, наконец, добрались до Тимбукту. Посещение потаенного города, вызывающего любопытство всей цивилизованной Европы, было для меня несказанным счастьем. Сколько благодарных молитв возносил я небу за то, что в целости и сохранности добрался до места! Когда же я осмотрелся, я не увидел вокруг себя ничего, кроме скопления убогих глиняных домишек.
Переодевшись мусульманином, Келье приехал в таинственный город, будораживший фантазию многих европейцев, с тех пор как Канкан Муса, прави тель Мали, к чьим владениям принадлежал и Тимбукту, на паломническом пути в Мекку остановился в Каире. Во время своего пребывания в городе он раздал людям так много золота, что наблюдавшие за этим венецианские купцы решили, будто в стране Канкан Мусы этот металл не переводится. После это- го в Европе ходили самые невообразимые слухи. Говорили о великолепных дворцах с золотыми крышами, об африканском Эльдорадо, затерявшемся где-то в океанах песков.
На самом же деле Тимбукту начал активно развиваться в ХУ-ХУТ вв., входя в состав государства Сон-гаи. Город находился на пересечении торговых путей Белой и Черной Африки и имел с этого свою мзду: Тимбукту был центром торговли и гаванью в пустыне: соль, добываемая в пустыне, обменивалась на золото с юга, типичные арабские товары - на рабов. Кочевники, разводившие скот, и оседлые крестьяне сходились на общем рынке, светлокожие и черные. Тимбукту стал оплотом ислама, проникавшего через арабских купцов в Черную Африку.
О былом значении города говорят три мечети: Си-дияхья, Санкоре и, прежде всего, Джингеребер. Большая мечеть. Это массивное глиняное здание каждый год штукатурят заново, чтобы оно выдержало очередной сезон дождей. Каждую пятницу все мужчины Тимбукту сходятся здесь на общую молитву. Слабый свет проникает в главный неф, который поддерживается множеством колонн метрового диаметра.
На песчаном полу лежат подстилки. Мужчины приходят в своих ярко расшитых национальных одеждах, встают на колени и, проговаривая молитву, склоняются лицом к востоку.
Тимбукту был не только торговым, но и религиозным центром, плацдармом для распространения ислама к от Сахары. 20 тыс. студентов изучали здесь помимо Корана и арабского языка риторику, логику, право, медицину и астрономию. Особенно прославился университет Санкоре. Говорят, что благосостояние измерялось количеством имевшихся у человека книг. Город 333 святых - так до сих пор называют Тимбукту, город мудрости, в котором, согласно легенде, захоронено 333 мудреца, сообщает портал socmart.com.ua.
В Центре Ахмед Баби хранятся тысячи ценнейших рукописей, повествующих об истории Тимбукту. Однако документы, старейший из которых относится к XIII в., содержатся под обычным стеклом - на лучшие условия храпения не хватает средств.
Сегодня даже по меркам Мали Тимбукту считается захолустьем. До сих нор не проложена асфальтовая дорога, которая соединила бы столицу Бамако с северными областями. Восстание туарегов в XIX в. лишь усугубило эту изоляцию. Ветер заносит песком все щели, все дороги. Некоторые кварталы лежат в развалинах, тягостное впечатление производит рынок Жизнь тем не менее идет своим чередом: женщины толкут зерно, дети ходят за водой, учат ауты Корана и осаждают немногочисленных чужеземных туристов, из потрескивающих радиоприемников раздастся марийская поп-музыка. В суматоху вливается блеянье коз, кукареканье петухов и крики ослов.
Источник: http://www.socmart.com.ua
|