2011-01-30 13:47:06
Украинские природные условия способствуют развитию активного туризма - дайвинга, рафтинга, горнолыжного спорта, скалолазание, трекинга и т.д. В последнее время интенсивными темпами развивается горнолыжный курорт «Буковель». Если в 2003 г. его посетили 100 тыс. туристов, то в 2008-м - 900 тыс. Даже кризис не повлиял на поток желающих добавить адреналина в кровь - за зимний сезон 2009-2010 в «Буковеле» приехало около 1 млн человек - более половины всех туристов, путешествовавших Украины! Таким успехом курорт обязан современном горнолыжном оборудованию и развитой гостиничной базе. Там работают 15 подъемников, общая протяженность горнолыжных трасс составляет 53 км. Всего многочисленные базы отдыха и гостиницы Буковеле способны принять более 16 тыс. туристов одновременно. «Буковель - это пример осознанного инвестирования в инфраструктуру и туристический бизнес», - убежден господин Голубаха. Основным инвестором «Буковеле» выступает «ПриватБанк», который с 2002 г. ежегодно вкладывает в проeктов 300-350 млн грн. А 2009 г. инвестиции составили около 2 млрд грн. Планируется, что проект окупится в 2025-2027 годах.
Заметим, что до кризиса рынок активного туризма развивался очень стремительно - количество людей, которые отдавали предпочтение активным видам отдыха, увеличивалось ежегодно на 20-30%. Однако в Киеве работает всего шесть компаний, предоставляющих услуги по активному отдыху, а всего в Украине их не более 20, т.е. менее 1% от общего количества туристических агентств. По словам Ольги Копытова, директора туристической компании Extreme Tour за кризиса количество клиентов, которые заказывали экстремальные туры, уменьшилось на две трети. Дело в том, что до 70% доходов фирмы обеспечивали корпоративные клиенты. С началом кризиса компании сократили расходы на корпоративные мероприятия. По словам Владимира Рогозного, корпоративные клиенты «были напуганы» в течение почти всего 2009 г.: «Но в конце года, наоборот, доходило до смешного: во многих компаниях, особенно международных, существует правило: если за год средства на какие цели не были использованы, следующем году их не выделяют. К нам приходили клиенты с предложениями быстро «то придумать на такую-то сумму». В целом рынок делового туризма, так называемого MICE (от английской аббревиатуры: Meetings - деловые встречи; Incentives - поощрительные туры; Conferences - конференции, Events - корпоративные мероприятия), за прошлый год просел примерно на 50%. «Конкуренция в этой сфере очень жесткая, ведь обычно на кону дорогостоящие меры, - рассказывает Ирина Ващенко, директор компании Free Time. - Бюджет для проведения одного заходуможе достигать 200 тыс. евро. Чтобы его получить, приходится конкурировать не только с «коллегами-туристами», но и с многочисленными event-агентствами ». Сейчас рынок делового туризма едва вмещает 20-30 игроков.
Пора СПА
Пытаясь привлечь как можно больше туристов, почти все отечественные гостиницы высокого класса начали активно развивать направление СПА. Так, за 2009 г. на территории Украины было открыто десять новых СПА-объектов и уже в 2010 г. планируется начать еще не менее десяти. Для гостиниц наличие оздоровительных и реабилитационных процедур - одно из средств привлечения туристического потока в межсезонье. «Климат Крыма дает возможность эффективно использовать методы восстановительной медицины в течение апреля-октября, а открытие в нашей гостинице центра восстановительной медицины позволяет делать это целый год», - отмечает Олег Фесенко, директор по маркетингу курорта Palmira Рalace.
По данным Украинской СПА Ассоциации, самыми популярными регионами СПА-туризма в Украине есть Крым и Карпаты. Именно там сосредоточено наибольшее количество СПА-отелей. Бесспорным лидером среди них остается Трускавец. Благодаря своим минеральным водам и озокерита (горного воска, который обладает уникальными лечебными свойствами), Трускавец ежегодно принимает более 300 тыс. туристов из разных стран мира. Поэтому конкуренция на этом рынке жесткая. Но, по мнению Олега Фесенко, перспективы развития СПА в Украине осложняются отсутствием системы определения того, что именно есть СПА-объектом. «Сегодня аббревиатура SPA используется практически в каждом салоне, где есть джакузи, - жалуется он. - Более того, в любом отеле можно поставить массажный стол, сделать маленькую баню и заявить, что «там есть СПА-центр». Таких игроков на рынке СПА-услуг Украины 90-95%. Это порождает искаженное представление в аудитории о том, что именно является СПА-услугами. Украинская СПА Ассоциация провела маркетинговое исследование и выяснила: по таким критериям, как площадь помещения более 100 м2, наличие водных процедур, предоставление косметических услуг по уходу за кожей лица и тела, наличие различных видов массажа, в Украине насчитывается около 150 СПА-центров и 80 СПА-отелей. По словам Ирины Ващенко, курорты с природными источниками (Саки, Моршин, Миргород, Трускавец, Сходница) пользуются популярностью среди искушенных клиентов с высокими доходами, которые уже видели мир. Почти весь год заполняемость гостиниц в этих городах составляет 40-60%.
Кто крайний?
В целом рынок внутреннего туризма в Украине развивается неравномерно. За последний год в Украине было выдано около 900 новых туристических лицензий, т.е. количество турагентств достигло 8 тыс. Конкуренция на туристическом рынке достаточно жесткая, что влечет невысокую рентабельность этого бизнеса. Среди отелей, напротив, конкуренция мала, отчего цены на услуги превышают европейские. Гостиничный бизнес требует больших инвестиций, а также терпения. Необходимо быть готовым к бюрократически-коррупционных препятствий со стороны властей, а также долго ждать, пока проект окупится.
Много надежд возлагается на футбольный чемпионат, но не следует забывать, что Евро-2012 продлится не более трех недель. Болельщики разъедутся по домам, и чтобы сохранить туристический поток, отрасли понадобятся дополнительные инвестиции.
Источник: http://www.socmart.com.ua/
|