2014-04-29 12:08:13
Квартиры здесь бывают не только дешевле, но порой и лучше Долгое время считалось, что жилья на первых этажах не должно быть, поэтому девелоперы, практически не глядя, отводили их под коммерческие помещения для стрит-ретейла. Сейчас же все чаще звучит мнение, что бизнесу интересны далеко не все подобные площади и далеко не в каждом микрорайоне. Специалисты www.irn.ru выяснили, на что годятся первые этажи и как девелоперы заботятся об их ликвидности.
Пустые этажи По данным RRG, во многих новых жилых комплексах в первые годы существования пустует до 30% коммерческих помещений на первых этажах, а в отдельных проектах доля вакантных площадей даже выше. Эксперты компании констатируют, что зачастую эти помещения попросту не соответствуют требованиям сетевых ретейлеров по планировкам и техническому оснащению, и полагают, что часть первых этажей, особенно в панельных новостройках в «непроходных» местах, придется перепрофилировать в квартиры или апартаменты. «Такая ситуация характерна практически для всех крупных районов массовой застройки по крайней мере в первые 2-3 года после ввода жилья в эксплуатацию. Мы наблюдали ее в проектах «Марфино» и «Волжский» в Москве, «Дубки», «Красная Горка», «Град Московский» – в Московской области», – говорит Айдар Галеев, директор департамента консалтинга и аналитики группы компаний RRG. Между тем игроки рынка, опрошенные редакцией www.irn.ru, считают, что поводов для паники пока нет. По словам генерального директора «Региондевелопмент» Ольги Вальчук, при грамотном проектировании практически все коммерческие площади, за редким исключением, находят арендатора или покупателя еще на стадии строительства. В зависимости от района объем вакантных площадей может составлять от 2% до 8%, отмечает Елена Мишина, директор по развитию «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость». Например, в «мини-полисах» компании «Сити-XXI век» вакантными остаются не более 3% площадей. В некоторых проектах спрос и вовсе превышает предложение: сейчас в ЖК «Город набережных» (Urban Group) примерно три потенциальных арендатора претендуют на одно помещение, так что их выбирают, исходя из концепции бизнеса и даже предполагаемого дизайна помещения.
Все свои По словам руководителя департамента проектного консалтинга компании «Бест-Новострой» Татьяны Шаровой, традиционные коммерческие помещения с отдельным входом с улицы чаще арендуют или покупают люди «со стороны» – представители малого бизнеса или индивидуальные предприниматели. Однако, как считает эксперт, интерес к приобретению или аренде таких помещений среди непосредственных жильцов дома со временем может возрастать – в связи с ростом транспортной загруженности люди будут стремиться уменьшить потери времени и организовать бизнес поближе к дому. По данным компании Est-a-Tet, в среднем 10-15% коммерческих площадей в жилых комплексах приобретается их жителями. В отдельных проектах этот показатель выше: например, в Urban Group он находится на уровне 20%, а в жилых комплексах компании «Сити-XXI век» в среднем составляет около 50%.
Первоэтажный бизнес Первыми этажами с хорошей локацией традиционно интересуются сетевые операторы. Частные предприниматели, как правило, хотят открыть там предприятия общепита (магазины продуктов, мини-кафе, пекарни), салоны красоты, аптеки. «Обычно их выбор основывается на личных предпочтениях – у людей есть опыт именно в этой сфере или же им кажется, что это будет востребовано, – говорит директор по маркетингу Urban Group Леонард Блинов. – Поэтому при первом общении мы сразу переориентируем желающих на те направления развития инфраструктуры, которые нужны жилому комплексу, и стараемся не допускать пересечений (скажем, достаточно одного цветочного магазина на комплекс)». Целевое назначение помещения обязательно фиксируется в договоре с каждым конкретным арендатором. Чаще всего площади на первых этажах жилых домов формально относятся к помещениям свободного назначения. Однако существуют некоторые ограничения, которые можно условно подразделить на «технические» и «принципиальные». К примеру, помещение, в котором максимальная электрическая мощность составляет 10 кВт, не может быть пекарней, так как этой мощности будет просто недостаточно. Также в эту группу можно отнести законодательные запреты. «Ограничения существуют для продуктовых магазинов. Они не имеют право торговать алкогольной продукцией в 100 метрах от детских школьных и дошкольных образовательных учреждений», – говорит и.о. руководителя департамента коммерческой недвижимости компании «НДВ-Недвижимость» Елена Орлова.
Спросите покупателей «Принципиальные» ограничения устанавливает сам девелопер. В мини-полисах «Сити-XXI век» назначение коммерческих помещений определяется по результатам исследований, проводимых отделом маркетинга, – они включают изучение района расположения, анализ конкурентного окружения, опрос потенциальных покупателей, определение предпочтений жителей мини-полисов. Кроме того, как объясняет Марина Тимашова, директор по маркетингу и рекламе «Сити-XXI век», компания выдвигает некоторые категорические запреты, например, не допускается размещение ночных клубов, предприятий по производству и реализации табачной и алкогольной продукции и т.п. При определении назначения коммерческих помещений в квартале «9-18» также ориентируются на мнение жителей, причем обсуждение происходит как на сайте проекта, так и в реальной жизни. Уже на этапе строительства сложился неформальный клуб жильцов квартала, которые высказывают пожелания и по сути формируют свой будущий жизненный уклад. «Например, выяснилось, что большинство предпочитает не просто кафе на первом этаже одного из корпусов, а место, где можно было бы утром нормально позавтракать всей семьей. Так родилась идея создания кафе со свежей выпечкой. Предложенная для обсуждения идея танцевальной студии трансформировалась в создание школы современного танца. Мысль о создании секции единоборств переросла в школу экзотического тайского бокса», – рассказывает Ольга Вальчук. Иногда ограничения диктует сам формат жилья. «Применительно к ЖК высокого класса с собственной огороженной территорией весьма существенным становится вопрос доступа на его территорию, – говорит Алексей Болдин, генеральный директор ООО «Магистрат» (входит в ГК «Интеко»). – Помещения первого этажа, имеющие выходы только внутрь огороженного двора, реализовать сложно, поскольку они имеют потенциально ограниченную потребительскую аудиторию. Но даже такие объекты, как правило, находят арендаторов – под небольшие эксклюзивные магазинчики, булочные, салоны красоты и т.д.».
Внизу дешевле Что касается жилья на первых этажах, то, по мнению Леонарда Блинова, оно просто необходимо: «Квартиры на первых этажах являются очень важным социальным элементом проекта, они наилучшим образом подходят для маломобильных групп населения – людей преклонного возраста и с ограниченными возможностями, а также семей с маленькими детьми». Кроме того, это жилье пользуется спросом благодаря более низкой стоимости. «При грамотной ценовой политике продавца любой товар находит своего покупателя. На рынке недвижимости достаточно потребителей, ищущих именно товар, обладающий изъянами, позволяющими рассчитывать на снижение цены. Таким образом, все оказываются довольны – застройщик реализовал объект, а покупатель приобрел продукт, соответствующий его потребностям, за приемлемые деньги», – подчеркивает Алексей Болдин. Дисконт может быть совершенно разным и зависит от специфики спроса. «В южных регионах России, например в Ростове-на-Дону, где традиционно велика тяга к земле, квартиры на первых этажах пользуются неплохим спросом, и в своих новых комплексах в этом городе мы предусматриваем увеличение доли квартир на первых этажах, – рассказывает глава компании «Магистрат». – Такие квартиры в Москве, как правило, продаются дешевле на 10-15%, а в Ростове-на-Дону – всего на 4-5%».
Украшение для первого этажа Снижение цены – не единственный способ повысить ликвидность жилья на первых этажах. Например, в ЖК «Краски жизни» («Сити-XXI век») на первых этажах предусмотрены необычные форматы жилья – квартиры с отдельным входом, двухсветные квартиры с антресольным уровнем. «Для перспективных проектов компании рассматриваются такие решения, как квартиры на первых этажах с собственной террасой или палисадником (прилегающим земельным участком площадью 1-2 сотки). Цена на такие квартиры, как правило, намного выше, чем на высоких этажах, из-за их эксклюзивности и привлекательности», – утверждает Марина Тимашова. В проектах Urban Group жители некоторых квартир на первых этажах помимо отдельного входа получают в безраздельное пользование дополнительный холл площадью свыше 5 кв. м, за который они не платят. Интересно, что такие решения работают не только в эконом- и комфортклассах, где для покупателей важно за меньшие деньги получить более интересное жилье, но и в высоком ценовом сегменте. «В прошлом году компания «Магистрат» реализовала квартиру в одном из самых престижных элитных жилых комплексов столицы – ЖК «Гранатный Палас» (расположен в районе Патриарших прудов). Продан был роскошный дуплекс на первом-втором этажах – уникальный на рынке столичной недвижимости формат городских апартаментов, имеющих отдельный вход и собственный примыкающий уголок придомовой территории. Покупатель подобной недвижимости не может не любить ее, ведь он ощущает себя владельцем имения в центре города», – рассказывает Алексей Болдин. В новом комплексе «Интеко» на Садовнической набережной, строительство которого планируется начать этим летом, на первом этаже также запроектированы апартаменты с отдельными входами и необычными планировками. По мнению эксперта, они «уйдут влет», поскольку не имеют аналогов.
Польза без прибыли Третья возможность по использованию первого этажа – сделать на нем что-то полезное. Иногда речь идет о кладовках и подсобках, которые могут приобрести жители. Но нередко такие помещения используются для общественных нужд и даже не приносят девелоперу заработка, зато являются дополнительным способом выделиться на фоне конкурентов. «Существует практика организации детских дошкольных учреждений. Учитывая нововведения в градостроительной политике, в частности разрешение организации детских садов на первых этажах, стоит предположить, что данная практика получит обширное развитие в ближайшей перспективе, – отмечает Владимир Богданюк (Est-a-Tet). – Возможно, это позволит решить проблему неликвидных первых этажей, поскольку этот вариант будет интересен и девелоперу (как выполнение нормы обеспечения инфраструктурой), и конечному потребителю». Застройщики уже активно используют эту идею. Например, ГК «Интеко» в ЖК «Садовые кварталы» оборудует на первых этажах детский сад и клубы для малышей в каждом из кварталов. В жилых комплексах компании «Сити-XXI век» помещения на нижних этажах используются в том числе для размещения «Соседского клуба». «Это площадки для встреч и общения жителей, являющиеся частью концепции «Мини-полис». В «Соседских клубах» жители могут общаться в неформальной обстановке и организовывать совместный досуг для себя и детей», – рассказывает Марина Тимашова. Во многих новостройках на первых этажах оборудуют колясочные. Такие помещения есть, например, в жилых комплексах «Новое Тушино», «Ново-Молоково», «Микрогород в лесу», «Космическая гавань», а также во всех новых проектах Urban Group. А в ЖК «Город набережных» предусмотрены даже специальные места, оборудованные для мытья колес колясок и лап собак после прогулок.
Резюме www.irn.ru Можно предположить, что такой способ решения проблемы оптимален для девелоперов, которые столкнулись с недостаточной востребованностью первых этажей под ретейл. Перевести их в жилой фонд не всегда допустимо по техническим показателям. Формально можно перевести их в категорию апартаментов, но и здесь возникает сомнение, будут ли они пригодны для проживания по своим потребительским свойствам. А вот «нарезав» из них дополнительные подсобные помещения для жильцов по приемлемым ценам или даже бесплатно оборудовав общественные зоны, можно заодно повысить и ликвидность квартир. При этом, как отмечают специалисты www.irn.ru, будет не лишним взять на вооружение опыт ведущих девелоперов и выяснить непосредственно у жильцов их предпочтения и пожелания. Поскольку спрос на первые этажи – вопрос тонкий и зависит от множества аспектов, автоматически отдавать их полностью под одну цель – коммерческие помещения или жилье – в большинстве случаев ошибочно. Лидеры рынка предпочитают давать им смешанное назначение: квартиры, бизнес и общественные зоны. Главное – найти правильную пропорцию. Все материалы по теме IRN.RU
|