2011-12-26 03:13:56
Вначале островной город рос как придется, но после мощного наводнения в Мексике появилась возможность перестроить его по тщательно спланированным линиям, возможно, под впечатлением от руин Древнего Теотиуакана на северо-востоке. Новый город представлял собой сеть перпендикулярно расположенных улиц и каналов, с четырьмя основными дорогами процессий, разделяющими его на кварталы, которые сами делились на кварталы поменьше, называемые кальпулли. Каждый кальпулли имел свои местные храмы и рынки и был организован вокруг иерархии семей и сети кланов. Пятым районом города, символизирующим пятую сторону света, которую признавали жители Ме-соамерики, был центр - место, где небо и земля соединялись в своего рода axis mundi.
Здесь Мексика создали огромную священную территорию, огороженную стеной с вырезанными на ней змеями, размером 347,5 х 301,75 м и с пространством, вмещающим свыше 8000 человек. Внутри него располагались огромные каменные пирамиды, включая и Главный храм высотой около 27 м. Главный храм состоял из двух ступенчатых пирамид, расположенных рядом на гигантской платформе. Они символизировали две священные горы ацтекского мифа, жилища двух главных божеств их пантеона. Южная пирамида была посвящена Уицилопочтли («колибри левой стороны») и символизировала Коатепек, или Гору Змея, где он выпрыгнул из материнской утробы в полном боевом в00ружении и убил свою злую сестру. Северная пирамида символизировала Тонакатепетль - райский плодородный горный дом Тлалока («длинной пещеры») - бога плодородия, которого ацтеки заимствовали у тольтеков. Таким образом, как и кхмеры в Ангкор-Вате, Мексика превратили центр своей столицы в священный пейзаж, который прославлял и утверждал свои притязания на владычество, особенно своей военной мощи, через бога войны Уитцилопочтли, и свою экономическую мощь - через бога Тлалока, который приносил изобилие, сообщает портал socmart.com.ua.
Рост могущества ацтеков сопровождался бурным ростом населения в Мексиканской долине и вокруг нее. В ранний ацтекский период (1150-1350 гг.) численность населения долины составляла примерно 175 000 человек. В поздний ацтекский период (1350-1519 гг.) она увеличилась почти до миллиона; примерно 200 000 человек проживало только в Теночтитлане, что делало его одним из самых больших городов мира того времени. Согласно впечатлениям испанцев, которые были радушно, хотя и с опаской приняты в городе и сначала разглядывали его как восхищенные туристы, огромный рынок города привлекал толпы численностью более 60 000 человек - это больше, чем обитало в самом большом городе Испании, Севилье. Здесь они видели женщин, принимающих равное участие во многих сферах жизни, включая торговлю; размалеванных проституток, громко жующих что-то вроде жевательной резинки, чтобы привлечь клиентов; смиренных простолюдинов; надменных воинов и жрецов и удивительное изобилие пищи и других товаров со всей Америки, включая рыбу с побережий Тихого и Атлантического океанов, экзотических животных и птиц из джунглей юга, обсидиановые ножи с севера и даже товары из Империи инков на юге.
Испанцев поразила также чистота города. Акведуки снабжали город свежей водой, и жители купались по крайней мере один раз в день. Здесь не было вьючных животных, которые загрязняли бы улицы, каждый дом был оснащен уборной, и даже вдоль каналов по всему городу были устроены общественные уборные в виде выгребных ям и посудин. Человеческие испражнения, собранные столь аккуратным образом, транспортировались по каналам на поля городских окраин. Эти поля, именуемые чи-нампа, часто описываются как плавучие сады, говорили гакже. что они не закреплены и плаваю I. Возможно, это просто преувеличение. На самом деле чинампа удивительным образом превращали недостатки заболоченного пространства в высшей степени продуктивную форму интенсивного сельского хозяйства. Прямоугольный «кусок» болота огораживался плетеными загородками между столбами, а затем уровень почвы внутри них увеличивался за счет добавления ила, растительного компоста и человеческих фекалий в качестве удобрения. Длинные ряды таких маленьких полей были разделены сетями каналов, управляющих ирригацией, формируя урожайные сады и используя заболоченность почвы.
Упадок
Менее чем за два столетия Теночтитлан превратился из незаметного города на болоте, возможно, в самый большой город земли, о котором Инга Клендиннен из Университета Ла Троб в Австралии пишет как об «удивительном эксперименте городской жизни», основанном на совершенно иных принципах, чем те, которыми управлялись европейские города. Вместо обезличивания, индивидуализации и демократизации здесь была жесткая иерархия, крепкие семейные и клановые узы. Вместо хаотичности и уязвимости - четкое управление и контроль, с серьезными ограничениями свободы действий. Вместо грязи и ветхости царили чистота и ухоженность. И все вращалось вокруг религии, для которой были характерны постоянные потоки крови и человеческие жертвоприношения. Ацтеки верили в то, что они - избранный народ, призванный править и нести ответственность за правильное функционирование неба и земли, включая и движение солнца по небу, а это требовало крови.
Для испанцев все это было чуждым и диким, к тому же их враждебность подогревалась жаждой золота. Они перемещались по дворцу как «почетные гости», но на самом деле сделали императора ацтеков Монтесуму своим пленником, требуя все больше золотых даров. Лидер конкистадоров Кортес и его священники начали оказывать давление, принуждая заменить ацтекских идолов на христианские символы. Теночтитлан быстро превратился в пороховую бочку, которая взорвалась, когда лейтенант Кортеса, Педро де Альварадо, зверски убил сотни представителей ацтекской знати. Индейцы подняли восстание, осадив испанцев. Монтесума был послан для успокоения народа, но его встретили градом камней. Испанцы объявили, что он умер от ранений, но более вероятно, что он был убит, когда стал ненужным. 1 июля 1520 г. испанцы совершили отчаянный ночной побег лишь для того, чтобы год спустя вернуться с армией испанских солдат и местных союзников и взять город в осаду. Убежденные в своей божественной миссии, ацтеки упорствовали, но их ряды редели от оспы, завезенной захватчиками, и поражение было неизбежным. Кортес сровнял город с землей и построил на его основании новый. Сейчас городище Теночтитлан лежит в самом сердце Мехико, а Мексиканская долина снова принимает один из самых больших городов мира.
|